Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Оспоримость сделок

305

телей или попечителя. Как известно, без согласия указанных лиц несовершеннолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получе­ние выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средст­вами, предоставленными законным представителем или с согла­сия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; сделки по распоряжению своим зара­ботком, стипендией и иными доходами; сделки по осуществле­нию авторских и изобретательских прав, других прав в сфере ин­теллектуальной собственности; сделки по внесению и распоря­жению вкладами в кредитных учреждениях. Эти правила не распространяются на сделки несовершеннолетних, ставших пол­ностью дееспособными в связи с эмансипацией или вступлением в брак до восемнадцати лет.

Обоснованность нормы п. 1 ст. 175 ГК РФ сомнения не вызы­вает. Вместе с тем возрастные границы относительной дееспособ­ности не могут бесспорно свидетельствовать об отсутствии доста­точной и интеллектуальной, и волевой зрелости на совершение конкретной сделки. Соответствие сделки интересам относительно дееспособного может быть определено не только законным пред­ставителем несовершеннолетнего, но и им самим. Наделяя пол­ной дееспособностью лиц, достигших 18 лет, законодатель исхо­дит из того, что они полностью осознают свои интересы. Поэто­му, на наш взгляд, в законодательстве было бы уместно право на признание такой сделки недействительной предоставить не толь­ко законным представителям несовершеннолетнего, но и ему са­мому по достижении 18-летнего возраста, естественно в пределах срока исковой давности. Данное правило обеспечило бы более внимательное отношение контрагента по договору к интересам несовершеннолетнего, стимулировало бы его к совершению сде­лок с ним, действительно соответствующих интересам последнего.

В связи с этим п. 1 ст. 175 ГК РФ целесообразно дополнить абзацем 2 следующего содержания: «Сделка, совершенная несо­вершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, после достижения несовершеннолетним восемнадцатилетнего возраста признается судом недействительной по его иску».

306 Гл. 4. Недействительность сделок как их режимная характеристика

3. В ст. 173 ГК РФ названы две группы сделок юридического лица, совершение которых может повлечь за собой их недействи­тельность. Это сделки, противоречащие целям деятельности юри­дического лица, определенно ограниченным в его учредительных документах, и сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью. Такие сделки могут быть признаны судом недействительными по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, при условии, если доказа­но, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Первое основание недействительности может применяться как к некоммерческим, так и к коммерческим организациям. Цели деятельности некоммерческих организаций, унитарных предпри­ятий и других коммерческих организаций, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность, в соответствии с требованиями закона определенно ограничены учредительными документами. Совершенные ими сделки оспоримы, и нет основа­ний рассматривать противоречащие целям и предмету деятельно­сти, определенным законом или иными правовыми актами, сдел­ки унитарных предприятий, а также других коммерческих органи­заций, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность, как это рекомендовано п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связан­ных с применением части первой Гражданского кодекса Россий­ской Федерации»92, ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. В противном случае другая сторона в сделке заведомо ставится в невыгодное для нее положение. Что касается коммерческих орга­низаций, то применение к ним ст. 173 ГК РФ более проблематич­но. С одной стороны, в их учредительных документах, как прави­ло, перечисляются конкретные виды деятельности и тем самым очерчиваются ее рамки, с другой — закон наделяет эти лица общей правоспособностью, предоставляя им право совершать любые не запрещенные законом сделки. Видимо, ст. 173 ГК РФ применима к коммерческим организациям в случае совершения конкретным

92 Вестник ВАС РФ. — 1996. - № 9. - С. 10.