Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

2.4. Юридическая связанность

как признак юридического состава сделок

1. В законодательном определении сделок через родовидовые отличия в качестве существенного их признака выделяется то, что они порождают гражданско-правовые последствия трех видов:

72 Более подробно об этом см.: Маклапов А.Г. Общая психология... — С. 416-423.

73 Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М., 1982. - С. 187.

118

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

возникновение, либо изменение, либо прекращение гражданских правоотношений. Само по себе это свойство сделок суть признак их родового понятия. Это и очевидно, ибо юридический факт вле­чет за собой те или иные правовые последствия. Однако взаимо­связь сделки с другими правовыми феноменами проявляется пре­жде всего через порождаемые ею последствия, а это значит, что при определении сделки необходимо принимать во внимание ха­рактер порождаемых ею последствий. Отсутствие «указания на ха­рактер юридических последствий, вызываемых сделкой, приводит к противоречивому пониманию самого понятия сделки»74. В осно­ве особенностей последствий сделок лежат добровольность совер­шения действий участвующими в сделке лицами и равенство их между собой. Состоят эти особенности в том, что исполнение по­рождаемых сделкой правоотношений отвечает интересам каждого из участвующих в ней лиц, а также характеризуется совпадением интересов последних с интересами законодателя.

Этим особенности порождаемых сделками правовых по­следствий не исчерпываются. Анализируя составляющие сдел­ки, М.М. Лгарков приходит к выводу о том, что «сделками назы­ваются правомерные юридические действия, совершаемые одним или несколькими лицами, выступающими в качестве субъектов имущественных (гражданских) прав, и устанавливающие, изме­няющие или прекращающие гражданские правоотношения, на установление, изменение или прекращение которых они направ­лены»75. Выделение в качестве существенного признака сделок того, что последние суть основания движения правоотношений, весьма спорно. Строго говоря, данное обстоятельство не может быть рассмотрено как существенный признак сделок. Признак — это внешнее статическое выражение свойств, представляющих различные стороны качества предмета. Возможность быть осно­ванием движения правоотношений может считаться свойством сделки, но выполнение сделками роли основания движения пра­воотношений — это уже действенное проявление указанного свойства, т.е. характеристика функции сделок, находящейся за рамками их состава.

74 Кофман В.И. К вопросу о понятии сделки // Материалы теоретической конфе­ ренции. — Свердловск, 1966. — С. 247.

75 Агарков М.М. Понятие... — С. 55.

$ 2. Содержание юридического состава сделок

119

2. Безусловно, сделки устанавливают, изменяют и прекраща­ют правоотношения, на движение которых они направлены, но это не выражает общего в сделках. Сделки могут вообще не поро­ждать движения правоотношений. Так, завещатель вправе в лю­бой момент отменить или изменить завещание, тогда первона­чальное завещание не повлечет за собой движения правоотноше­ний, хотя до момента его отмены качества сделки не утрачивает. Публичное обещание награды, объявление конкурса — тоже сделки, но сами по себе они имущественного правоотношения не порождают. При их совершении образовывается лишь юридиче­ская связанность субъекта своим обязательством. В сделках, за­ключенных под отлагательным условием, права и обязанности до наступления соответствующего условия не возникают. Однако это обстоятельство не лишает подобные сделки юридической силы. Вместе с тем если оговоренное условие не наступит, то сделка вообще не приведет к движению правоотношений.

То, что сделки не всегда непосредственно фактом своего со­вершения порождают движение правоотношений, нельзя рас­сматривать как исключение из общего правила о последствиях сделок. Существуют сделки, влекущие за собой движение право­отношений только в случаях, когда они являются одним из эле­ментов юридического состава. Так, для возникновения имущест­венного наследственного правоотношения по завещанию поми­мо последнего необходимы смерть наследодателя и принятие наследства. Правоотношения из публичного обещания награды или объявления публичного конкурса соответственно возникнут лишь после представления результата, за достижение которого обещана награда, или после представления работы на конкурс. Для возникновения правоотношений из сделок, заключенных под отлагательным условием, необходимо наступление соответ­ствующего условия — факта, имеющего юридическое значение. Сторонами договора возникновение правовых последствий из совершенной сделки может приурочиваться к определенному времени, т.е. сроку как юридическому факту особого рода. На­пример, договор найма имущества заключен в декабре с тем усло­вием, что обязанность по передаче имущества в пользование и корреспондирующая ей основная обязанность нанимателя по внесению оговоренной платы за пользование им, как и все иные

120

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

составляющие договор права и обязанности сторон, возникнут с первого января следующего года. Неизбежность наступления сро­ка подчеркивает юридическую значимость сделок, ибо он одно­значно истечет и правовые последствия, предусмотренные данны­ми обстоятельствами, наступят неотвратимо.

Кроме того, о юридической силе сделки до момента движения правоотношений свидетельствует сам факт установления срока при заключении сделки, с наступлением которого связываются правовые последствия. Срок, с которого возникают порождаемые сделкой правовые последствия, оговаривается именно при ее со­вершении, и эта договоренность приобретает юридическую силу. Сделки как разновидность юридических фактов в незавершен­ном юридическом составе, требующем наступления определен­ного срока для возниктговеиия правовых последствий, не теряют своей юридической значимости, а создают такую правовую ситуа­цию, когда возникновение порождаемых сделкой прав и обязан­ностей сторон приурочивается к наступлению определенного сро­ка. Здесь сделка выступает в виде взаимообязательного правила, установленного субъектами сделки для регулирования своего по­ведения в данной ситуации. Юридическая сила этого правила обеспечивается законом, так как законом охраняется любая сдел­ка, совершенная в соответствии с его требованиями.

Наконец, в силу прямого указания закона качество сделок признается за сделками, факт совершения которых сам по себе не влечет за собой движения правоотношений (например, объявле­ние публичного конкурса, завещание и т.д.).

Приведенные примеры говорят о том, что ситуации, при ко­торых сделки непосредственно не порождают движение правоот­ношений, являются не исключением из общего правила, а разно­видностью правовых последствий сделок, обусловленной приро­дой права, особенностями правового опосредования сделок. При этом происходит накопление последствий для движения право­отношений.

Изложенное позволяет дифференцировать правовые послед­ствия сделок. Это либо возникновение, изменение или прекра­щение прав и обязанностей, либо состояние возможности таких последствий, не влекущее за собой движение прав и обязанно-

$ 2. Содержание юридического состава сделок

121

с гей или влекущее движение последних при условии, что сделка выступает элементом юридического состава76.

То обстоятельство, что сделки приводят к неотменимым в од­ностороннем порядке последствиям, характерно для большинст­ва из них, но все же не может быть рассмотрено в качестве уни­версального признака сделок. Возможны ситуации, когда возни­кающие из сделок правовые последствия могут быть отменены волей одного субъекта. Так, составление завещателем нового за­вещания или изменение текста ранее составленного завещания обусловливают отмену или изменение первоначального завеща­ния. Лицо, публично обещавшее награду при соблюдении опре­деленных условий, вправе это обещание отозвать.

3. Анализ характера порождаемых сделкой последствий как проявления взаимосвязи элементов сделки и лежащего в ее осно­ве действия с другими социально-правовыми феноменами дает возможность выделить в качестве существенного признака сдел­ки наличие правовой ситуации, состоящей в юридической свя­занности субъекта сделки действовать определенным образом в будущем, констатирующей наличие связи, зависимости между сделкой и правовыми последствиями, в чем собственно и прояв­ляется правовая важность, значимость совершения сделки. Вы­двигаемые субъектом сделки условия потенциально содержат в себе обязанности и права в возникающем, изменяющемся или прекращающемся правоотношении. Движение правоотношений не обязательно возникает как непосредственное следствие сде­лок, но возможность их появления — неотъемлемое свойство последних.

Описанный признак юридической связанности (значимости) находит свое выражение в достигнутом правовом результате. Субъективно он проявляется в намерении субъекта посредством совершения сделки констатировать наличие юридической за­висимости, т.е. в намерении ограничить свое поведение чужой волей.

Если направленный на движение правоотношений правомер­ный акт поведения не характеризуется юридической связанно­стью, то он не является сделкой. Желаемых для его субъекта прав

76 Наличие указанных последствий сделки — еще одно свидетельство отсутствия абсолютного совпадения правовой цели сделки с ее правовым результатом.

122

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

и обязанностей не образуется. По времени юридическая связан­ность субъекта сделки действовать определенным образом в буду­щем всегда предшествует возникновению, изменению или пре­кращению возникающих из сделок правоотношений.

Право в силу своей специфики наделяет юридической связан­ностью далеко не каждый акт поведения, учитывая его полезность, выгодность для участников общественных отношений. Критерием такой полезности служит признаваемый законом интерес субъекта права77. В этом смысле пределы удовлетворения интереса, уста­новленные законом, есть водораздел между актами поведения, не противоречащими нормам гражданского нрава, но не являющи­мися сделками, и актами, обретающими качество сделок. Бели за­кон не признает интереса лица или полагает, что актом его поведе­ния ущемляется интерес другого субъекта права78, то правовой ре­зультат в виде отмеченных правовых последствий отсутствует. 'Ого свидетельствует о том, что нет юридической связанности субъекта действовать определенным образом в будущем и, как следствие этого, социально значимый акт поведения не обретает качества сделки. Так, обещанию прийти в гости не придается юридическая связанность, и потому это соглашение не является сделкой.

Наиболее рельефно рассматриваемый признак проявляется, когда сделка непосредственно фактом своего совершения не вле­чет за собой возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей (сделка в качестве элемента юридического состава, сделка под отлагательным сроком или условием).

4. Проведенный анализ правовой оценки субъективной и объективной сторон лежащего в основе сделки действия, анализ элементов его состава и вычленение в качестве существенных

77 Использование интереса в качестве критерия полешосш акта повеления для общественных отношений предопределено тем, что это субъективно-объективная категория. Более подробно о проблеме интереса см.: Братусь СИ. Юридические липа в советском гражданском праве. — М., 1947. — С. 15-17; Керимов Д.А. Потребность, интерес и право // Правоведение. — 1971. — № 4. — С. 95-103; Он же. Философские проблемы права. — М, 1972. — С. 116-134; Свердлык Г.А. Гражданско-правовые спо­ собы сочетания общественных, коллективных и личных интересов. — Свердловск, 1980; Ойгензихт В.А. Воля... — С. 30-35; Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интере­ сов личности. — Свердловск, 1990. — С. 8-155, 175-185; Михайлов СВ. Категория ин­ тереса в российском гражданском праве. — М.: Статут, 2002. — С. 12-103.

78 Подробнее об этом см. гл. 3 и 4.