Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода

47

этого необходима соответствующая форма активности98. Потреб­ность генетически связана с волей. Но при рассмотрении ее детер­минирующей роли по отношению к воле следует различать саму по­требность как объективную реальность и осознание потребности как реальность психическую.

В качестве объективной реальности потребность сама по себе, без человека, «действовать» не может. В то же время зависи­мость воли от потребности в этом качестве будет состоять в том, что потребность является источником человеческого поведения. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...»99.

Потребность как реальность психическая выступает как осо­бое психическое состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой и определяющее направленность его воли100. Итак, потребность как целостное явление представляет собой основу воли, выступает в качестве исходного пункта волевого процесса. Ьудучи детерминантой воли, в ряду других факторов, от которых зависит волевой процесс, она должна рассматриваться в единстве своих объективных и психических свойств. В противном случае будет стираться грань между осознанием потребности и мотивом, а также между осознанием потребности и интересами в субъек­тивном смысле.

Интерес представляет собой «ценность и значение, придавае­мые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства»101. Интересы объективны, так как в основе их ле­жат потребности. Субъективную сторону интереса составляют по­нимание существа потребности и необходимость ее удовлетворе­ния. Но интерес в субъективном смысле и осознание потребности не совпадают. В данном контексте интерес выступает формой про­явления познавательной потребности, а осознание потребности — содержанием ее как категории. Интерес обнаруживается в эмо­циональном тоне, который приобретает процесс познания102. Из-

98 Макланов А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2003. — С. 131, 515.

99 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 3. — С. 245.

100 Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М: Политиздат, 1990. — С. 287.

101 Философский энциклопедический словарь. — М., 2003. — С. 83.

102 Макланов А.Г. Общая психология... — С. 512.

48

Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

ложенное свидетельствует о том, что интерес не сводится к психи­ческим процессам и состояниям, а является обобщающей катего­рией, характеризующей направленность психики на познание того или иного объекта. В таком качестве интерес способствует ориен­тации, избирательности волевых процессов, стимулирует их.

  1. Нужно иметь в виду, что разделение причин на причины общего и единичного характера при всей их познавательной цен­ности относительно. Единичные причины всегда конкретны, но через них проявляются причины общие. Так, отмена ограниче­ний выхода предприятий и организаций на международный ры­нок позволила реализовывать коккурснтноспособную продук­цию путем заключения сделок в интересах получения валюты или товаров народного потребления. Продажа в собственность граж­данам занимаемых ими по договорам социального найма квартир обусловила появление новой для нас разновидности договоров купли-продажи. Одной из причин единичного характера здесь является реализация интереса конкретного гражданина по при­обретению квартиры в собственность.

  2. Общими и единичными предпосылками возникновения сделок в гражданском праве предопределено использование не только сделок, но и иных юридических фактов. Например, волей компетентных органов и интересами государства инициируется появление административных актов. Волей и интересами кон­кретного лица вызвано совершение правомерных юридических действий, специально не направленных на достижение граждан­ско-правовых последствий либо направленных на достижение этих последствий, но порождающих права и обязанности самим фактом их совершения (создание произведений литературы, нау­ки, искусства, обнаружение клада, находка и т.д.). Поэтому среди общих и единичных предпосылок возникновения сделок необхо­димо выявить то особенное, что обусловливает именно их появ­ление в гражданском обороте.

Единичное всегда выступает в роли особенного103. Специфи­ка сделок состоит в том, что при их помощи всегда достигается удовлетворение или создается конкретная возможность удовле­творения интересов по крайней мере двух лиц. Интересы удовле­творяются результатами совершения сделки. Это своеобразие

103 Диалектический и исторический материализм... — С. 131.

$ 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода 49

сделок и является тем особенным, что вызывает их к жизни. При­чем при помощи сделок удовлетворяются обоюдные, взаимные интересы их участников, что реализуется на основе свободного волеизъявления последних.

Природа сделок, создающая возможность удовлетворения совместных интересов, наиболее ярко проявляется в договоре. Он позволяет удовлетворять противоположные, но общие по на­правленности на правовые последствия интересы. Так, при куп­ле-продаже одна сторона стремится продать конкретную вещь, т.е. отказывается от права собственности на нее ради приобрете­ния в собственность какой-либо денежной суммы. Другая сторо­на, наоборот, заинтересована в получении данной вещи в собст­венность путем передачи контрагенту определенной денежной суммы. По договору мены каждая из сторон заинтересована в приобретении в собственность той вещи, которой она ранее не обладала. По договору имущественного найма наймодатель реа­лизует свой интерес предоставлением принадлежащего ему иму­щества во временное пользование за плату нанимателю, который получает право пользования на обусловленное договором имуще­ство. «Если же рассматривать названное явление в самом общем его выражении, то оно может быть сведено к одному из трех ва­риантов: сапна сгсс!спсЛ — принятие на себя обязанности в целях приобретения прав (как, например, при купле-продаже), еаша <1опапсН - принятие на себя обязанности в целях наделения пра­вом другого (как, например, при дарении), сайка 8о1уепаЧ — сло­жение обязанностей с другой стороны в целях освобождения от обязанностей самого себя (как, например, при прекращении до­говора с согласия обоих его участников)»104.

Рассмотрение причин особенного характера свидетельствует о том, что в договорах ими является основание сделки, саиза — понятие, используемое еще со времен римского права. Кауза ха­рактерна для сделок с имущественным предоставлением, «посред­ством которых обогащается имущество другого лица»105. «Наме­рение, направленное на косвенный (посредственный) правовой результат предоставления, мы называем его каузой (в субъектив-

104 Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы... — С. 98-99.

105 Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. — М.: Изд-во иностр. лит., 1950. — Т. 1, полутом 2: Введение и общая часть. — С. 125.

50

Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

ном смысле), т.е. правовой целью предоставления, а так как на­мерение достигнуть цели составляет вместе с тем побудительную причину предоставления, его можно назвать также правовым основанием»106. Косвенный правовой результат предоставления характерен и для односторонних сделок. Так, при публичном конкурсе высказывается одностороннее намерение о выплате вознаграждения за лучший результат. Следовательно, кауза есть и в односторонних сделках. То же характерно и для публичного обещания награды, заявления о прекращении обязательства пу­тем зачета встречных и однородных требований, срок исполне­ния которых наступил.

Будучи особенной причиной сделок, кауза не может рас­сматриваться в качестве их существенного элемента, элемента состава сделки, ибо сделка есть следствие этой и ряда иных при­чин. Тем не менее названное обстоятельство не исключает воз­можности использования основания сделок как одного из условий их действительности107, ибо эта причина направляет волю на фор­мирование сделки. Сложность лишь в том, что такое основание нельзя установить при совершении абстрактных сделок. Однако последнее не означает его отсутствие, хотя и является косвенным подтверждением тому, что особенной правовой причине сделок не придается статус элемента сделки, а если бы и был бы придан, то противоречил бы логике причинно-следственных связей.

Используемое в англо-американском договорном праве встречное удовлетворение, на наш взгляд, тоже выступает причи­ной особенного характера и потому, по вышеуказанным причи­нам, не может считаться существенным элементом договора. Тем не менее это не исключает возможности использования его в ка­честве условия действительности данного договора.

7. При рассмотрении общих, единичных и особенных причин сделок следует помнить, что в действительности причины и след­ствия меняются местами, переходят друг в друга. Совершение сделки, приводящее в конечном итоге к изменению в фактиче­ских общественных отношениях, окажет влияние на возмож-

106 Эннекцерус Л. Курс... — С. 125.

107 Представляется, что спор французских цивилистов о сама как необходимом элементе договора (см.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому пра­ ву// Учен. тр. ВИЮН. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. - Вып. 3. - С. 76-77) был спором об использовании саиха как условии действительности договора.

# 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода

51

ность удовлетворения личных потребностей и станет предпосыл­кой для заключения других сделок. Этот процесс постоянен. Так, реализация товаров в розничной купле-продаже повлечет не­обходимость заключения договора поставки для обеспечения работы торгующей организации; заключение договора комиссии обязывает комиссионера совершить сделку или ряд сделок для комитента с третьими лицами; объявление конкурса явится при­чиной предоставления работ на конкурс и пр.

8. Другая сторона проблемы детерминации — связь сделки с се правовыми последствиями. Природа этой связи не характери­зуется причинностью. «Связь причины и следствия — объектив­но существующая связь явлений. Человек способен познать эту связь, вскрыть ее содержание и использовать се в своей практи­ческой деятельности. Однако он не способен сконструировать ее по собственной воле. Связь юридического факта и правовых последствий, возникающая на основе норм права, продукта твор­ческой деятельности человека, не может быть отнесена к причин­ным»10". Связь сделки с их правовыми последствиями представ­ляет собой разновидность одной из непричинных форм детерми­нации. Сделки детерминированы с правовыми последствиями нормами права, установленными законодателем.

Сделки и порождаемые ими последствия не находится между собой в причинной связи. Это во-первых. Во-вторых, сделки, как и любое явление действительности, причинно обусловлены. Воз­никновение сделок вызвано социально-экономической необходи­мостью взаимодействия людей, осуществляемого согласованием встречных интересов в целях удовлетворения соответствующих потребностей. Действия порождают фактические социальные нор­мы, которыми в конечном итоге и опосредуются. Эти нормы внут­ренне присущи сделкам.

«Следует различать два рода детерминации общественных отношений посредством норм. В одном случае она осуществляет­ся подобно всем другим природным процессам — слепо. При этом норма действует как объективные системные законы; они субъек­тивно не выделены (не познаны) из "живой" связи имманентных системных процессов, участвующих в самоорганизации, самоин-

108 Исаков В.В. Проблемы теории юридических фактов: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Свердловск, 1985. — С. 8.

52

Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

теграции, самоуправлении социальной системы. <...> Норматив­ная детерминация — иного рода»109. Сделки характеризуются един­ством действий и социальных норм, их опосредующих. В связи с этим представляется неверным при определении и характеристике сде­лок акцентировать внимание лишь на действиях субъектов сделок. Нужно учитывать детерминированность этих действий фактиче­скими социальными нормами. Опосредование сделок правовыми нормами, поскольку право не в силах изменить природу тех или иных общественных отношений, сути сделок не меняет. Если за­конодатель установит норму, противоречащую сути сделок, то это приведет к искажению функций сделок в праве как регулятора общественных отношений. Задача законодателя состоит в том, чтобы придавать правовое значение тем фактическим социальным нормам, опосредующим образующие сделки действия, которые трансформируют эти действия в сделки, т.е. в юридический факт, регулирующий общественные отношения.

9. Анализ причин возникновения сделок позволяет утвер­ждать, что они изначально вызывались к жизни как индивидуаль­ные регуляторы межличностных отношений. Это имманентно присущее сделкам состояние. «Право само по себе ничего не соз­дает, а только санкционирует существующие отношения»110, а значит, и сделки право может использовать и использует в основе своей в первую очередь в качестве индивидуальных регуляторов межличностных или, точнее, общественных отношений. При этом сделка, безусловно, способна стать средством индивидуаль­ного регулирования только в том случае, если она состоялась как юридический факт, если законодатель придал фактическому об­стоятельству юридическое значение.