Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 4. Режимные требования к отдельным видам сделок

233

способным или недееспособным должен быть зафиксирован в судебном решении, и этот факт вызывает соответствующие пра­вовые последствия. Между тем в жизни возможны ситуации, ко­гда субъект не понимает значение своих действий или не может руководить ими не будучи признанным ограниченно дееспособ­ным или недееспособным. Это, во-первых, душевнобольные, не могущие понимать значение своих действий или руководить ими, но не признанные по суду недееспособными. Во-вторых, лица, находящиеся временно в таком состоянии в силу функциональ­ных расстройств психики (болезнь, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение и пр.). Отсутствие данной нормы привело бы к тому, что сделки с указанными субъектами характе­ризовались бы волевой порочностью и не обеспечивали бы рав­новесия интересов. Так, суд обоснованно удовлетворил исковые требования гр-ки Л. о признании недействительными доверенно­сти, выданной гр-ке С. на продажу квартиры и покупку дома в сельской местности, и заключенных гр-кой С. договоров прода­жи квартиры и покупки дома на том основании, что при рассмот­рении дела, в том числе и по результатам проведения судебно-ме­дицинской экспертизы, было установлено, что Л. в момент со­вершения сделки в силу своего состояния не понимала значение своих действий69.

§ 4. Режимные требования к отдельным видам сделок 4.1. Требования к односторонним сделкам

1. Специфика правового режима сделок состоит в том, что помимо рассмотренных требований к сделкам существуют преду­смотренные законом особенности режимных требований к от­дельным видам сделок. В ст. 154 ГК РФ законодатель разграничи­вает сделки на договоры и односторонние сделки.

Согласно ст. 156 ГК РФ, к односторонним сделкам соответ­ственно применяются общие положения об обязательствах и до­говорах постольку, поскольку это не противоречит закону, од­ностороннему характеру и существу сделки. Здесь подразумева­ется, что для регулирования односторонних сделок могут быть использованы нормы о сторонах в обязательствах; сроках и фор-

69 Архив Железнодорожного районного суда г. Новосибирска, 2000, д. № 31-2320.

234 Гл. 3. Действительность сделок как их режимная характеристика

мах договора; порядке его исполнения, в том числе и при при­нятии закона, устанавливающего иные правила, чем те, которые действовали на момент совершения сделки; об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение и пр. Очевид­но, что нормы, определяющие порядок заключения договора, его изменения и расторжения, по общему правилу к односто­ронним сделкам неприменимы.

Принципиальное различие между режимными требованиями к договорам и односторонним сделкам состоит в том, что в договорах индивидуальные правила поведения в виде прав и обя­занностей сторон формируются в результате достигнутого ими соглашения, а в односторонних сделках закон наделяет юри­дической силой волевой акт одного субьскта права. Вследствие данной ситуации возникает потребность к более четкой фикса­ции становления воли субъекта односторонней сделки. Нел и при заключении договора для достижения оговоренных и преследуе­мых сторонами целей сделки зачастую достаточно фиксации предмета сделки при том, что остальные прямо не согласованные регулирующие поведение сторон правила могут применяться по умолчанию, то для совершения односторонней сделки необходи­мо, чтобы режимному регулированию подвергались все те сторо­ны волевого акта поведения, которые позволяют четко фиксиро­вать законом правовые намерения субъекта сделки. В этой связи существует потребность в унифицированных нормах для не пре­дусмотренных законом односторонних сделок, могущих вызы­вать гражданско-правовые последствия в силу общих начал и смысла гражданского законодательства. Поэтому ст. 156 Г К РФ должна быть дополнена частью 2 следующего содержания: «По­ведение субъекта односторонней сделки должно свидетельство­вать о преследуемой им не противоречащей закону цели и отра­жать условия, которые по его мнению существенны для возни­кающего впоследствии обязательства».

Установление норм об односторонних сделках говорит о по­вышении интереса со стороны законодателя к односторонним сделкам, об упорядочении режимных требований к этой разно­видности сделок. Наличие общей нормы позволяет обращаться к ней в случае недостаточного урегулирования правового режима отдельных видов односторонних сделок.