Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

2.3. Требования к воле и волеизъявлению в сделках

1. Дефектность направленного на желаемый правовой резуль­ тат волеизъявления проявляется при несоблюдении ряда режим­ ных требований к сделкам, в том числе и при несоблюдении ре­ жимных требований к воле и волеизъявлению в сделках. Правом оценивается уже изъявленная воля. Поэтому режимные требования к воле и волеизъявлению сводятся к юридической оценке изъявления воли. Фактическое требование к волеизъявлению — его наличие при совершении сделки, и, следовательно, без волеизъявления беспред­ метны любые суждения о сделках.

При совершении конкретной сделки определенного вида де­фектность направленного на желаемый правовой результат воле­изъявления может выражаться и непосредственно в степени оп­ределенности волеизъявления. В условиях сделки закрепляется волеизъявление ее субъекта. Причем степень определенности этих условий может быть различна. Так, более конкретен срок в выражении «с 1 декабря по 1 марта» по сравнению с выражением «в течение зимы», которое может трактоваться как период време­ни со сходными климатическими условиями. Степень определен­ности волеизъявления как требования режимного характера оз­начает определенность существенных пунктов сделки, во всяком случае в мере, позволяющей понять их действительный смысл.

В сделках, совершаемых под условием, для признания их та­ковыми указанную степень определенности должно иметь и само условие. Если условие не может быть однозначно истолковано, оно считается несостоявшимся, а сделка не может рассматри­ваться в качестве условной. Аналогичным требованиям должен соответствовать срок для признания сделок срочными.

2. Волеизъявление должно быть не только выражено, но и доступно пониманию, в противном случае возникает необходи-

30 Архив Арбитражного суда Новосибирской обл., д. № А45-9703/02-КГ 15/284.

202

Гл. 3. Действительность сделок как их режимная характеристика

мость толкования сделки. Целью толкования является прежде всего установление истинного содержания волеизъявления31. Для толкования договора используются правила ст. 431 ГК РФ «Тол­кование договора». Аналогичные проблемы возникают и в одно­сторонних сделках. Широкий спектр односторонних сделок в гражданском обороте вызывает к жизни не только постановку во­проса о субсидиарном использовании в отношении этих сделок общих положений об обязательствах и договорах, но и делает уместным формулирование общих норм, опосредующих все раз­новидности сделок. Такой подход способствует ликвидации пе­рекоса в правовом регулировании, связанного с приоритетно­стью договоров над односторонними сделками. В этой связи представляется целесообразным включить в Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 157-1 «Толкование сделки» следующе­го содержания: «При толковании условий сделки судом прини­мается во внимание буквальное значение содержащихся в ней выражений. При неясности буквального смысла какого-либо условия сделки оно устанавливается путем сопоставления этого условия с другими условиями и смыслом сделки в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не дают возможности определить содержание сделки, должна быть выявлена действительная воля ее субъекта с учетом цели сделки. При этом принимаются во внимание вес соответст­вующие обстоятельства, в том числе правила доброй совести, со­отношение интересов в сделке, обычаи гражданского оборота».

3. Внутренняя воля субъекта сделки не должна формировать­ся на порочных обстоятельствах. В свою очередь волеизъявление должно ей соответствовать, правильно отражать внутреннюю волю. Эти требования, позволяющие оценить реализацию под­линных намерений субъекта сделки при ее совершении, содер­жатся в определениях понятий отдельных видов сделок; проявля-

31 О подходах к толкованию гражданско-правового договора согласно воле сто­рон и волеизъявлению и о недостаточной разработанности проблемы толкования до­говоров см.: Медовщикова Е.О. Толкование гражданско-правового договора // Циви-листические записки: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Статут; Екатеринбург: Ин-т частно­го права, 2002. — Вып. 2. — С. 402-410; Сарбаш СВ. Некоторые тенденции развития института толкования договора в гражданском праве // Государство и право. — 1997. - № 2. - С. 36-39.

# 2. Требования содержательности сделок

203

ются в нормах о недействительности мнимой и притворной сде­лок (ст. 170 ГК РФ)32, сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя од­ной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоя­тельств (ст. 179 ГК РФ), или с превышением полномочий (ст. 174 ГК РФ), сделок, совершенных гражданином, не способным по­нимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ)33, и сделок, совершенных под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ). Требования правового режима сделок в виде юридических требований к волеизъявлению, по сути, содержат требования к процессу формирования воли.

4. Применительно к физическим лицам носитель воли и воле­изъявления совпадают в одном лице. Нет принципиальных отли­чий в становлении воли юридических лиц и государства. Однако волеобразование этих субъектов права специфично: воля государ­ства и юридических лиц формируется через представителей этих структур. Причем воля таких представителей базируется в основе своей не на личных потребностях и интересах. Круг факторов, оп­ределяющих волю государства и юридического лица, по объему значительно шире, чем у физического лица. Если для физического лица при совершении конкретной сделки социальное бытие кол­лектива, состояние общества и государства в целом и в определен­ный временной период совершения сделки, как правило, не имеет непосредственного значения, то эти обстоятельства существенны для совершения сделок юридическим лицом и государством. «При исследовании порядка и процесса волеобразования и волеизъявле­ния юридического лица необходимо различать органы, волеоб-разующие и представляющие юридическое лицо вовне при со­вершении им правомерных юридических действий (правление и председатель, например), и органы, волеобразующие, но не пред-

32 Нормы о недействительности мнимых и притворных сделок выступают в каче­ стве формы опосредования режимных требований не только к волеизъявлению, но и к правовой цели (см. гл. 3, 2.1).

33 То обстоятельство, что требования к волеизъявлению закрепляются в нормах, опосредующих требования формализации в виде требования к субъектному составу, свидетельствует о сделке как о правовом явлении, как об оцениваемом правом воле­ вом процессе в единстве его материального (социального) и идеального (правового) содержания.

204 Гл. 3. Действительность сделок как их режимная характеристика

ставляющие юридическое лицо вовне (например, общее собра­ние кооперативной или иной общественной организации»34.

В гражданском обороте, согласно ст. 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя граж­данские обязанности через свои органы, действующие в соответ­ствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органа и есть действия самого юридиче­ского лица. Складывается ситуация, при которой формирование воли юридического лица имеет, как правило, коллективный ха­рактер, а волеизъявление осуществляют только его органы или уполномоченные ими представители при том, что участником возникших из этих действий правоотношений становится юри­дическое лицо, в интересах которого и совершались данные юри­дически значимые действия.

Особенности волеобразования и волеизъявления субъектов права позволяют утверждать, что абсолютной свободы воли, «чистой» свободы воли субъектов в праве быть не может. Свобода воли при совершении сделки с необходимостью должна предпо­лагать собственное усмотрение субъекта в определении сущест­венных условий сделки, формируемое с учетом специфики само­го субъекта (физического, юридического лица или государства).