Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Оспоримостъ сделок

297

субъекту как бы извне и потому, по сути, не может рассмат­риваться как таковое. Здесь налицо лишь внешняя видимость хотения.

Так, горе в личной жизни подтолкнуло нанимателя на обмен на крайне невыгодных для себя условиях, чем не замедлила вос­пользоваться другая сторона договора; требование лица, обещав­шего уход лишь в случае продажи лицом, которому данный уход необходим, принадлежащего ему на праве собственности дома, вынудило собственника произвести отчуждение дома и т.д.

С учетом изложенного отметим, что сделка, совершенная в сфере предпринимательства на невыгодных в той или иной сте­пени для субъекта условиях, не может быть признана кабальной. Во-первых, потому что предпринимательская деятельность все­гда сопряжена с риском, а во-вторых, совершение сделок с целью систематического получения прибыли, как правило, не характе­ризуется наличием экстремальной жизненной ситуации в пред­ложенном ее понимании.

Итак, состав кабальной сделки включает наличие тяжелого положения; как следствие — объективно невыгодные условия совершения сделки (объективные признаки) и осознание этой невыгодности сторонами, использование этого обстоятельства одной стороной и вынужденное согласие на это контрагента (субъективные признаки).

Таким образом, если потерпевший не рассматривает сделку как кабальную, то она и не может быть признана недействитель­ной. С другой стороны, если он полагает ее кабальной, но объек­тивно отсутствует явно выраженная неравноценность взаимных предоставлений сторон, то она тоже не может быть признана ка­бальной. Вместе с тем, если умысел на использование искомых конкретных обстоятельств в своей выгоде стороне не доказан, то «в признании сделки недействительной, как кабальной, следует отказывать и классификацию такой сделки производить по дру­гим предусмотренным законом основаниям, например, как со­вершенную под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ)»79.

5. Нормальный процесс волеобразования нарушен и при со­вершении сделки гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими. Такая сделка в силу ст. 177

Исрафилов И. Кабальная сделка... —

С. 25.

298 Гл. 4. Недействительность сделок как их режимная характеристика

ГК РФ может быть признана судом недействительной по иску это­го гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Если подобного рода сделка совершена гражданином, впоследствии признанным недееспособным, то она может быть признана недействительной по иску опекуна.

Для констатации недействительности указанных сделок долж­ны быть доказаны факт неспособности лица понимать значение своих действий или руководить ими и факт их совершения имен­но в этом состоянии. Осведомленность об этом контрагента юри­дического значения для недействительности не имеет.

Данная норма права может применяться и к сделкам юриди­ческих лиц в тех случаях, когда представители юридического лица (физические лица) при совершении сделок не понимают значение своих действий или не могут руководить ими.

Примерами таких сделок являются невыгодный филиалу дого­вор, заключенный его руководителем в состоянии тяжелого стрес­са; сделка, совершенная уполномоченным предприятием лицом, страдающим болезнью Альцгеймера. Диалогичные последствия могут наступить при составлении завещания наследодателем, страдающим тяжелой формой склероза; при заключении догово­ра купли-продажи драгоценностей лицом, находящимся в со­стоянии сильного нервного потрясения, тяжелого алкогольного или наркотического опьянения, и пр. Так, суд общей юрисдик­ции обоснованно признал недействительной отмену завещания в связи с тем, что завещательница страдала «атеросклеротическим слабоумием» и, отменяя завещание, по своему психическому со­стоянию, по данным судебно-психиатрической экспертизы, не могла понимать значение своих действий и руководить ими именно в день отмены завещания80.

6. Несоответствие внутренней воли субъекта сделки волеизъ­явлению, т.е. отсутствие внутренней воли, имеет место и при совершении сделок под влиянием насилия, угрозы, злонамерен­ного соглашения представителя одной стороны с другой сто­роной. Такие сделки признаются недействительными по иску потерпевшего.

80 Архив Железнодорожного районного суда г. Новосибирска, 2001, д. № 2-589/01.