Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 2. Содержание юридического состава сделок

105

представляется ошибочным, поскольку не принимает во внима­ние различие условия и мотива. Условие — это конкретное обстоятельство, с наступлением или ненаступлением которого связаны определенные правовые последствия. Условная сделка приобретает юридическую силу уже в момент ее совершения, но возникновение прав и обязанностей либо прекращение их откла­дывается на неопределенный период, т.е. условие относится к стадии реализации или прекращения сделки, а не к стадии ее со­вершения. Условие есть тот факт, который вместе со сделкой об­разует юридический состав, достаточный для возникновения, из­менения или прекращения гражданских правоотношений.

§ 2. Содержание юридического состава сделок

Образованные взаимодействием элементов, сторон состава сделки правовая цель, направленное на желаемый правовой ре­зультат изъявление воли, правомерность и юридическая связан­ность (значимость) как существенные признаки сделки резуль­татом своей взаимосвязи и взаимодействия формируют сделку как правовое явление и позволяют устанавливать другие норма­тивные режимные требования к ней. Для понимания этого требуется более детальный анализ образующих юридический состав признаков.

2.1. Правовая цель как признак юридического состава сделок

1. Цель социально значимого акта поведения как следствие борьбы мотивов опосредуется правом и приобретает определен­ную специфику. Цель — это «осознанный образ предвосхищен­ного результата, на достижение которого направлено действие, человека48, философская и психологическая категория, «на осно­ве которой должна исследоваться сущность цели сделки, ибо нау­ка права не создает самостоятельной одноименной категории»49.

Конечная цель деятельности субъекта права состоит в дости­жении конкретного социально-экономического результата, удов­летворяющего возникшую потребность. Сделка как средство удов-

48 См.: Макланов А.Г. Общая психология... — С. 123. 49Хейфец Ф.С. Недействительность... — С. 17.

щррввнаннннинн

106 Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

летворения потребности свидетельствует о том, что ее правовой целью будет тот предвосхищаемый сознанием субъекта результат, который в наибольшей степени приближает его к искомому ко­нечному социально-экономическому результату. Удовлетворяют возникшую потребность желаемые для лица изменения в фак­тических общественных отношениях. Эти изменения через пра­вовые формы могут наступить лишь в процессе правового регу­лирования. В этом смысле правовой целью сделки являются возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

При этом цель прекращения гражданских прав не следует пу­тать с целью уничтожения права. Последнее означает прекраще­ние социально полезной связи между людьми по поводу той или иной ценности (например, физическое уничтожение вещи). Цель же прекращения субъективного гражданского права свидетельст­вует о намерении лица прекратить свое право или право другого лица на определенную ценность (продажа вещи, передача вещи в дар другому лицу и пр.), но не о намерении прекратить вообще социальные связи по поводу этой ценности.

Констатацией в праве движения гражданских прав и обязан­ностей преследуемая субъектом цель облекается в абстрактную форму правовой цели. Закрепленная в нормах прав правовая цель сделки выступает в качестве объективированной категории, тем самым проявляясь в нормах права как правовой результат, к дос­тижению которого стремится субъект. Цель субъекта при совер­шении сделки конкретизирует закрепленную в праве форму пра­вовой цели сделки.

2. Будучи правовой формой по сути фактической цели дейст­вия для субъекта, правовая цель сделки на конкретном ее уровне изначально полностью не задана, она проходит определенный пе­риод становления. «...Содержание, — писал Гегель, — есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содер­жания в форму. Этот переход есть одно из важнейших определе­ний»50. Особенность субъективного становления правовой цели сделки состоит в том, что, с одной стороны, она формируется че­рез мотивы, основанные на желании как осознанной потреб-

50 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975. — Т. 1: Наука логики. — С. 298.

$ 2. Содержание юридического состава сделок

107

и ости, а с другой — в индивидуальную цель превращаются правовые требования, выполнение которых необходимо для дос­тижения желаемого для лица правового эффекта. Выделение отличительного свойства процесса становления цели в данном случае весьма условно, так как психические процессы взаимоза­висимы и динамичны. Тем не менее акцентирование внимания на этом позволяет понять диалектику связи фактической и пра­вовой цели сделки.

Сама по себе цель как явление психики для опосредования ее правом при совершении сделки должна каким-либо образом объективироваться. Внешне специальное намерение субъективно выражается в целевой направленности лежащего в основе сделки действия, в направленности поведения субъекта права.

Субъективно понимаемая правовая цель сделки есть субъек­тивный образ предвосхищаемого результата, внешне проявляю­щийся в направленности находящегося в основе сделки действия на достижение этого результата. Это не означает, конечно же, что субъект сделки должен предусмотреть абсолютно все последст­вия, которые возникнут в результате совершения сделки51.

Резюмируя, отметим, что при совершении конкретной сдел­ки правовая цель выступает как субъективно-объективная кате­гория. Пели субъективно понимаемую правовую цель сделки ограничить субъективным образом предвосхищаемого резуль­тата, то становится неясным, каким образом она может быть опо­средована правом. Пели же акцентировать внимание лишь на це­левой направленности, на результат лежащего в основе сделки действия, то затруднено понимание источников этой тенденции.

3. Для проявления цели в направленности должны существо­вать формы ее практической реализации. «Цель связывает себя через средство с объективностью, а в объективности — с самой собой... Для своего осуществления цель нуждается в средстве, так как она конечна»52. «Диалектика взаимоотношения цели и сред­ства выражается в том, что цель не только определяет тот или иной предмет как соответствующее ей средство, но и сама высту­пает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отно-

51 Более подробно об этом см.: Агарков М.М. Понятие... — С. 49; Новицкий И.Б. Сделки... — С. 15.

52 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. — М.: Мысль, 1972. — Т. 3. - С. 196.

шшшш

108 Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

шением к средству»53. Цель ограничивает выбор средств для ее достижения. Сознательная цель субъекта «как закон определяет способ и характер его действий»54. Средства должны избираться такие, чтобы при их помощи могла быть реализована цель. «Иде­альное полагание будущей деятельности вне выбора определенно­го средства означает, что мы имеем дело не с конкретной целью, а лишь с абстрактным, туманным стремлением»55.

Поскольку закрепленная в нормах права правовая цель сдел­ки состоит в возникновении желаемых для ее субъекта граждан­ско-правовых последствий, средства достижения этой цели не должны противоречить требованиям норм права, в частности должны соответствовать им. Следовательно, в качестве средств достижения правовой цели сделки как объективированной кате­гории будет выступать способ действия, предопределенный либо не запрещенный нормами права. Иными словами, средствами будут режимные требования к сделкам56.

Средства не «растворяются» в целях. Выбор средств не входит в содержание правовой цели в качестве элемента действия, лежа­щего в основе сделки. Вместе с тем средства как совокупность сознательных операций выражают содержание сделки и оформ­ляют ее. Пределы усмотрения при выборе средств для достиже­ния правовой цели как объективированной категории заданы нормативно. Так, правовая цель не будет достигнута при заблуж­дении, имеющем существенное значение, обмане и пр.

Итак, форма практической реализации правовой цели сделки, т.е. ее объективный момент в субъективном понимании, состоит в том, что в качестве средств используются выработанные соци­ально-экономической практикой фактические приемы и спосо­бы удовлетворения интереса. Целенаправленность лежащего в основе сделки действия не следует путать с самим процессом его совершения. В этом процессе целенаправленность проявляется, но к нему не сводится.

53 Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории / П.Н. Федосеев, И.Т. Фролов, В.А. Лекторский и др. — М.: Политиздат, 1980. — С. 169.

54 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. - Т. 23. - С. 189.

55 Материалистическая диалектика... — С. 169.

56 О режимных требованиях см. гл. 1, 3.4.