Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Поднормативная природа сделок

161

правила не должны ущемлять частный интерес. На наш взгляд, в главах Гражданского кодекса Российской Федерации об отдель­ных видах договоров в первую очередь следует дать определение вида договора, а затем изложить норму о его содержании, т.е. пе­речислить условия, подлежащие согласованию между сторонами. Последующие статьи отдельных глав о договорах должны уста­навливать порядок разработки этих обязательных условий, что не исключает наличие императивных норм как апробированных практикой эффективных путей наиболее полного удовлетворе­ния частного интереса. Иными словами, в статьях о порядке раз­работки правилообразующих условий139 договора должны содер­жаться не столько модели реального поведения сторон, сколько требования законодателя к их установлению.

Договор нельзя смешивать с совместным актом, для призна­ния юридической силы которого не требуется специальной про­цедуры обмена и принятия волеизъявления каждого субъекта права, участвующего в его выработке. Так, для принятия реше­ния о создании общественной организации достаточно выраже­ние воли определенного количества субъектов права, внесенных в протокол.

Дифференциация договоров, как и односторонних сделок, от­ражает особенности проявления их функциональной сути, приво­дит к необходимости выработки специфических правовых требо­ваний к ним.

Договор может порождать для стороны либо обязанность без наделения правом, либо право без возложения обязанности, либо право и обязанность для каждой из сторон. В связи с этим и раз­личают односторонние и взаимные договоры.

В односторонних договорах обязанность возлагается на одну сторону, а другая наделяется корреспондирующим этой обязан­ности правом. В качестве примера здесь можно привести договор займа, по которому заимодавец вправе требовать от заемщика возврата занятой суммы денег или других вещей, определенных родовыми признаками, а заемщик обязан их возвратить.

139 О делении условий обязательства на юридико-фактические и правилообразу-ющие см.: Сафиуллин Д.Н. Хозяйственный договор: Общие положения. — Сверд­ловск, 1986. - С. 26-27.

6 Заказ № 159

162

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

По договору поручения, содержание которого не предусмат­ривает уплаты вознаграждения, поверенный обязан совершить порученные ему действия, а доверитель вправе требовать их со­вершения, что свидетельствует в пользу одностороннего характе­ра договора. Однако если выполнение данного договора требует расходов, то носителями прав и обязанностей по прямому указа­нию закона становятся обе его стороны. Что касается обязанно­сти доверителя принять исполненное, то она возникает не при заключении договора, а из сути отношений, т.е. в соответствии с законом в силу факта исполнения договора, и потому не может рассматриваться в качестве аргумента в пользу взаимного харак­тера договора поручения.

То обстоятельство, что односторонний договор при возникно­вении прав и обязанностей из закона приобретает черты взаимно­го, не умаляет специфики его регулирующего действия, состоящей в порождении обязанности у другой стороны договора.

В большинстве договоров результатом согласования воль ус­танавливаются обязанности обеих сторон. Так, по договору куп­ли-продажи продавец обязуется передать вещь в собственность покупателя, но вправе требовать уплаты покупной цены. Покупа­тель, в свою очередь, обязан уплатить покупную цену, но вправе требовать передачи вещи. По общему правилу исполнение этих обязанностей должно происходить одновременно. Однако сторо­ны могут договориться о том, что вещь будет передана покупателю лишь после ее предварительной оплаты. Исполнение в определен­ном хронологическом порядке этого договора лишь подтверждает установленный моментом заключения взаимный характер куп­ли-продажи. Уплата покупной цены аннулирует одноименную обязанность, но при этом у покупателя сохраняется не только право требовать передачи вещи, но и обязанность ее принять, а продавец обязан передать вещь и имеет право требовать ее при­нятия. При полной оплате временного пользования имуществом наймодатель вправе по истечению срока договора требовать воз­врата имущества и обязан принять его, а наниматель может тре­бовать принятия имущества и обязан его вернуть. Установлением обязанностей для обеих сторон характеризуются также договоры репорта-депорта и подряда, договоры о залоге, о возмездном ока­зании услуг, иные двусторонние, а также многосторонние (учре-

,§' 3. Поднормативная природа сделок

163

дительный договор, договор о простом товариществе, о совмест­ной деятельности) сделки.

По направленности на реализацию функциональной сути различаются основные и предварительные договоры. Основные непосредственно порождают права и обязанности, а по предва­рительному договору стороны обязуются заключить договор в будущем. В соответствии с п. 3 ст. 429 ГК РФ предваритель­ный договор должен содержать условия, позволяющие уста­новить предмет, а также другие существенные условия основно­го договора. Стороны заключением предварительного договора формируют право и обязанность на заключение основного дого­вора. В этом смысле следует согласиться с Е. Годэмэ в том, что, в принципе, предварительный договор должен быть односто­ронним, но не синаллагматическим140, хотя возможность приме­нения его для заключения основного договора любого вида по­зволяет в ряде случаев рассматривать предварительный договор в качестве двусторонне-обязывающего («например, при прода­же строения наследником до оформления документов о праве наследования»)141. В любой конструкции предварительный дого­вор по функциональной сути регулирует общественные отноше­ния в целях заключения основного договора.

Особенности договоров как индивидуальных регуляторов об­щественных отношений отражены в легальном определении воз­мездного и безвозмездного договоров (ст. 423 ГК РФ), в выделе­нии в особую разновидность договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), публичного договора (ст. 426 ГК РФ) и договора присоединения (ст. 428 ГК РФ).

8. Многообразие и эволюция сделок на сегодняшний день свидетельствуют о том, что хотя значение особенностей сущност­ных характеристик, предмета регулирования и функциональной сути сделок переоценить трудно, тем не менее эти обстоятельства

140 Годэмэ Е. Общая теория обязательств / Пер. с фр. И.Б. Новицкого. — М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции СССР, 1948. - С. 281-282.

141 О приведенном примере и обосновании возможности заключения двусторон- не-обязываюшего предварительного договора см.: Новицкий И.Б., Луни, Л.А. Общее учение об обязательстве. — М.: Госюриздат, 1950. — С. 143-146. Об этом же см.: Бра­ гинский ММ., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. — М.: Статут, 1997. -С. 185-191.

164

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

все же не могут рассматриваться в виде оснований дифференциа­ции, в полной мере отражающих особенности сделок.

Помимо двойственного характера некоторых видов сделок (заем, поручение и др.) данный вывод подтверждается наличием сделок, включающих в себя элементы отдельных видов сделок (лизинг, купля-продажа по конкурсу и др.), а также спецификой сделок в рамках одного вида. Так, договор медицинского страхования и биржевые сделки носят возмездный взаимный характер, но обла­дают взаимонеприемлемыми правилами заключения. Безвозмезд­ный характер договора дарения и сделки приватизации по переда­че в собственность жилья не мешает установлению различных правил их совершения. Существенно отличаются требования к за­ключению консенсуальных взаимных сделок купли-продажи зем­ли и купли-продажи автомобилей и пр.

Обоснованно деление сделок по отношению субъектов права к предпринимательской деятельности. В этом аспекте следует различать сделки между государством, муниципальными образо­ваниями и предпринимателями, сделки предпринимателей меж­ду собой и сделки между предпринимателями и потребителями.

К первой категории сделок можно отнести куплю-продажу государственных и муниципальных предприятий на аукционах и конкурсах, куплю-продажу долей (акций) в капитале предпри­ятия, иные сделки, в которых одной из сторон выступает государ­ственный орган и муниципальное образование. Данные сделки требуют детальной законодательной регламентации прав и обя­занностей сторон в целях соблюдения публичного интереса при выполнении государством его функций в гражданском обороте. Во вторую категорию входят лизинг, факторинг, кредитные со­глашения, коммерческая концессия и другие сделки, заключен­ные с целью извлечения прибыли. В указанных сделках сторонам предоставляется большая свобода в формировании возникающе­го из этих сделок правоотношения, режимные требования к этим сделкам должны, как правило, носить диспозитивныи характер в сочетании с повышенной гражданско-правовой ответственно­стью участников сделок за свои юридически значимые действия. К третьей категории относятся сделки, которые совершаются ли­цами в целях личного, семейного, домашнего или иного быто­вого использования. Это договоры розничной купли-продажи,

$ 3. Поднормативная природа сделок

165

договоры на оказание бытовых услуг, договоры страхования иму­щества граждан и др. В этих и им подобных сделках элементы императивного регулирования должны применяться в интересах защиты наиболее экономически слабой стороны — потребителя.

Предложенная классификация сделок по указанному крите­рию позволяет оценить нормативные предписания, опосредую­щие сделки, с позиций соответствия их реалиям социально-экономической жизни общества. В частности, для обеспечения равновесия интересов различных субъектов гражданского оборо­та необходимо в законодательном порядке ограничить возмож­ный произвол государственных органов при совершении ими сделок с предприятиями. Предоставление законодателем льгот для преимущественного развития какой-либо сферы предприни­мательства не должно приводить к игнорированию интересов предпринимателей иных сфер деятельности.

В то же время должна быть усилена правовая защищенность потребителей от произвола предпринимателей. Один из путей дос­тижения этого — придание подобного рода договорам статуса пуб­личных. «Всякий вправе рассчитывать, что те услуги, которые предлагаются публике вообще, будут оказаны и ему; открытие предприятия для публики должно быть сопряжено и с соответст­вующей обязанностью»142. Не случайно, что «только Гражданский кодекс РФ отнес 16 видов договоров к публичным, из которых многие (например, договор розничной купли-продажи, энерго­снабжения) составляют львиную долю в общей массе заключае­мых сделок»143. Защитой интересов наиболее экономически сла­бой стороны предопределено и правовое регулирование договоров присоединения.

9. В целом анализ видового различия сделок позволяет кон­статировать, что, во-первых, использованные критерии класси­фикации необходимы и достаточны для установления особенно­стей современного состояния сделок. Во-вторых, учет названных особенностей повышает эффективность применения сделок в гражданском обороте посредством определения соответствую­щих нормативных требований. В-третьих, рассмотренная класси-

142 Покровский И.А. Основные проблемы... — С. 250.

143 Калашникова Г.А. Публичный договор: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2002. - С. 3-4.

166

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

фикация позволяет установить нормативные требования, в наи­большей степени отвечающие природе сделок. В-четвертых, ви­довая классификация сделок свидетельствует о том, что они характеризуются наличием не только общих, но и специальных нормативных требований применительно к той или иной их раз­новидности. И наконец, в-пятых, деление сделок на виды гово­рит о том, что различные виды сделок сконструированы для вы­полнения ими роли регуляторов общественных отношений. По­этому в качестве классифицирующего для сделок следует брать признак, позволяющий уяснить их функциональную суть. Видо­вая дифференциация сделок свидетельство того, что они явля­ются функционально-структурным элементом, характеризующим метод гражданского права.

10. По своей функциональной сути сделка существенно отли­чается от иных юридических фактов. Характер возникающих из сделки прав и обязанностей может быть определен лишь по ре­зультатам ее совершения. Между тем в административных актах результат совершенных с правовой целью действий заранее задан властным распоряжением компетентного органа. Результат юри­дического поступка, факт причинения вреда другому, неоснова­тельное обогащение, результаты иных действий граждан (обнару­жение клада, находка) или юридически значимого события жестко связаны с нормами права. Такая связь программно обусловлена и автоматически влечет за собой движение правоотношений. При­чем применение той или иной нормы к какому-либо объективно выраженному результату заранее определено законом с учетом его социально-экономических особенностей.

Юридические поступки и неправомерные действия — это вы­деленные законодателем из общей фактической массы конкрет­ные формы проявления деятельности государства, юридических и физических лиц, с наступлением которых закон связывает одно­значно вытекающие правовые последствия. Аналогичным образом законодатель, исходя из соответствующих интересов, отбирает яв­ления естественного порядка, которым придается качество юри­дически значимых событий, влекущих за собой предусмотренные в нормах права последствия. Иными словами, регулирующая мо­дель общественных отношений посредством отбора фактов, необ­ходимых для данного периода развития общества, создается самим