Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 4. Последствия недействительности сделок

311

заблуждения), но и когда прямых указаний на это в законе нет (не­действительность сделки юридического лица, выходящей за преде­лы его правоспособности; сделки, совершенной с превышением полномочий; мнимой и притворной сделок и сделок с нарушением требуемой законом конститутивной формы).

Отличительная особенность двусторонней реституции заклю­чается в том, что обе стороны действовали невиновно или по не­осторожности, но без прямого умысла. Законодатель восстанав­ливает имущественное положение лиц при реституции, так как желаемые для сторон правовые последствия при совершении сделки не возникают. Стороны возвращаются в первоначальное имущественное положение, даже если это и не отвечает их инте­ресам. Все полученное ими оказывается без достаточных основа­ний, но при этом за ними сохраняется право на имущество, пере­данное в порядке исполнения сделки.

Анализ п. 2 ст. 167 ГК РФ, в соответствии с которым восста­новлению подвергаются как минимум две стороны, позволяет за­ключить, что реституция применяется только в случае признания недействительным договора. При недействительности односто­ронней сделки при решении вопроса о возмещении стоимости имущества в деньгах в действие должна вступать функциональная связь норм ст. 168 ГК РФ и п. 1 ст. 1102 ГК РФ. Стоимость имуще­ства, полученного по такой сделке, признанной впоследствии не­действительной, изымается как неосновательное обогащение. Так, наследник по завещанию, использовавший имущество, по­лученное им в порядке наследования, в случае признания впо­следствии завещания недействительным с восстановлением прав законных наследников будет признан неосновательным приобре­тателем, поскольку неосновательно извлек выгоду за счет закон­ных наследников, а первоначально существовавшее основание (завещание) отпало.

Если исходить из буквального смысла п. 2 ст. 167 ГК РФ, ука­занная в законе компенсационная реституция представляет со­бой безусловную обязанность получателя возместить другой сто­роне при недействительности сделки реальный ущерб, вызван­ный невозможностью возврата полученного, независимо от того, в результате чьих действий и по чьей вине наступила эта невоз­можность. Но такая трактовка реституции противоречит принци-

312 Гл. 4. Недействительность сделок как их режимная характеристика

пам гражданского права, игнорирует правила о бремени несения риска случайной гибели вещи и об ответственности за невозмож­ностью исполнения обязательства, поэтому п. 2 ст. 167 ГК РФ должен применяться не изолированно, а в совокупности с други­ми нормами.

4. Обусловленность правовых последствий недействительно­сти сделок фактом их недействительности не могла не вызвать среди цивилистов различных суждений о природе этих последст­вий и, в частности, о природе реституции. Обобщение высказан­ных в литературе точек зрения по этой проблеме предпринято О.В. Гутниковым. Одни ученые (В.П. Шахматов) полагают, что реституция есть неосновательное обогащение, согласно второй точке зрения (Н.В. Рабинович), реституция может быть разновид­ностью либо виндикации, либо неосновательного обогащения. Третьи (К.И. Скловский) исходят из того, что особенности рести­туции свидетельствуют о невозможности ее сопоставления с вин­дикацией и неосновательным обогащением96.

На наш взгляд, наиболее состоятельна позиция авторов, ко­торые понимают правовую природу реституции как разновид­ность виндикации или неосновательного обогащения. Дело в том, что нормы о последствиях недействительности выполняют вспомогательную роль в правовом режиме сделок, обеспечивая действие норм о действительности и собственно недействитель­ности сделок. Они примыкают к комплексу нормативных требо­ваний о сделках и не могут иметь самостоятельную природу вне связи с нормами о сделках. Природа их предопределена нормами о сделках. Недействительность в случае сохранения вещного ха­рактера отношений на момент применения последствий недейст­вительности вызывает применение норм о виндикации, а при не­сохранности имущества в натуре применению подлежат нормы о неосновательном обогащении. Подтверждением служит указание закона о том, что к требованию о возврате предоставленного по недействительной сделке применяются нормы гл. 60 ГК РФ о кондикции, поскольку иное не установлено законом и не выте­кает из существа рассматриваемых отношений (ст. 1103 ГК РФ). Отношения компенсационной реституции полностью подпадают под действие норм гл. 60 ГК РФ, так как иное законом не уста-

Гутников О.В. Недействительные сделки... — С. 228-231.