Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Жалобы на следователя (дознавателя). - Специаль.rtf
Скачиваний:
328
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
994.81 Кб
Скачать

11.2. Прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде

Верховный Суд РФ в абз. 2 п. 3 Постановления ПВС N 1 приводит для примера две разновидности "должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу". Это "прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде" и "начальник следственного изолятора". Первый субъект осуществляет свою деятельность на судебных стадиях и поэтому, и так ясно, не может быть должностным лицом, осуществляющим что-либо "в досудебном производстве по уголовному делу". То же самое можно сказать и о решениях и действиях (бездействии) должностных лиц органов прокуратуры, связанных с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения. Они также осуществляются уже после завершения досудебного производства.

11.3. Начальник следственного изолятора

В отличие от государственного обвинителя "начальник следственного изолятора", может принимать решения и производить действия (осуществлять бездействие) и во временной промежуток, когда имеет место досудебное производство по уголовному делу. Но в УПК РФ нет такого словосочетания "начальник следственного изолятора". Уже только поэтому его трудно отнести к тем участникам уголовного процесса, на чьи решения (действия, бездействия) жалоба подается в порядке главы 16 УПК РФ.

В УПК РФ лишь один раз, при разъяснении понятия "содержание под стражей" указано, что таковым может быть "пребывание" определенного лица "в следственном изоляторе". Предполагается, но прямо об этом ничего не говорится, что руководит процессом приема, содержания и освобождения лица из-под стражи "начальник следственного изолятора". Вот об этих, связанных с названным процессом решениях (действиях, бездействии) начальника следственного изолятора и пишет высший орган правосудия нашего государства. Их законность и обоснованность не может быть проверена, по меньшей мере, в порядке ст. 125 УПК РФ.

Но нельзя забывать, что, исходя из п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а равно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органы Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе и следственный изолятор, являются органами дознания. Уголовно-процессуальной деятельностью в них занимаются сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) органов Федеральной службы исполнения наказаний (исправительных учреждений и следственных изоляторов). Они, в том числе и начальник следственного изолятора, возбуждают уголовные дела, отказывают в возбуждении уголовного дела, производят неотложные следственные действия по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

В этом случае решения (действия, бездействие) начальника следственного изолятора могут быть обжалованы в суд, где в рамках досудебного уголовно-процессуального производства проверяется их законность и обоснованность. Этот момент упущен из внимания высшего органа правосудия нашего государства. Причем, если суды будут буквально толковать соответствующую рекомендацию Верховного Суда РФ, мы можем столкнуться с незаконными препятствиями на пути проверки законности и обоснованности уголовно-процессуальных решений (действий, бездействия) начальников следственных изоляторов, реализующих функции органа дознания.

Соседние файлы в предмете Национальная безопасность