Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Специаьная психология О.Н. Усанова.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

Раздел 2

пСИ

2.1. Распространенность атипий развития в популяции

Группа детей с проблемами в развитии, по статистическим данным в среднем составляет от 4,5 до 11%, в зависимости от того, какие нару­шения учитываются. Заметим, что подобные статистические иссле­дования регулярно проводятся в ряде западноевропейских стран и США. Количество детей с атипиями из года в год возрастает во всем мире, ибо постепенно увеличиваются факторы риска нарушений в развитии. Данные НИИ педиатрии РАМН за 1994 год об этом пред ставлены в табл. 1. Есть основания полагать, что за последние десять лет эти показатели увеличились.

В нашей стране статистические сведения о количестве детей с про­блемами в развитии практически отсутствуют. Об этом можно су­дить лишь косвенно по имеющимся данным охвата таких детей спе­циальным обучением. По примерным подсчетам 1995-1997 годов, в специальных школах обучалось 394 875 детей. Из них 2% состав­ляли учащиеся вспомогательных школ; 0,18% — учащиеся школ для детей с нарушением слуха; 0,11% — учащиеся образователь­ных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного ап­парата; 0,15% — дети с нарушениями речи, 0,1% имели дефекты зре­ния и обучались в школах для слепых и слабовидящих; 0,07% детей имели множественные нарушения. Приведенные сведения показы­вают, что наиболее распространенными группами являются дети с умственными и речевыми дефектами, а также дети с задержкой пси­хического развития (по Лубовскому В. Я., 1989).

В 2001/02 учебном году в РФ работали 1932 специальные школы восьми видов, пропорциональное распределение учащихся в кото­рых по сравнению с предыдущими годами принципиально не изме­нилось. Сведения о номенклатуре школ для детей с атипией развития определенным образом отражают взгляд на их классификацию с по­зиций организации помощи таким детям.

Для организации обучения детей в специальных школах их выяв­ляли и отбирали. Наибольшее внимание уделялось выявлению умст­венной отсталости и организации школ для соответствующей груп­пы детей. Исследования, проведенные в отдельных регионах нашей страны, показали, что дети с умственной отсталостью составляли 3% от общего числа детей (Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнце­ва Л. #., 2003).

Исследований по распространенности атипий развития на протя­жении почти всего советского периода практически не проводилось.

134 Раздел 2. Атипии психического развития

2.1. Распространенность атипии развития в популяции

135

Более того, длительное время эта тема для научных исследований считалась закрытой. Лишь по данным отдельных, крайне ограничен­ных выборок, изученных в связи с организацией системы помощи детям с задержкой психического развития, можно было судить о по-пуляционно-демографических явлениях в данном направлении. Так, для открытия экспериментальной сети школ для детей с задержкой психического развития было проведено выявление таких детей в об­щеобразовательных школах. В 70-х годах прошлого века их было 5% (согласно исследованиям НИИ дефектологии). Однако обследова­ние учащихся начальных классов, проведенное в 90-х годах, дало совсем другие результаты: таких детей оказалось 15-16% (Лубов-ский В. И., 2003). Безусловно, на эти результаты повлияли и методы примененного обследования, и представления дефектологической науки того времени о сущности и структуре задержки психического развития у детей, и желание органов образования в рамках диффе­ренцированного подхода максимально обеспечить специальным обу­чением таких детей.

Все эти исследования проводились на ограниченной выборке, по­этому судить по их результатам о распространенности задержки пси­хического развития среди всего детского населения по стране в це­лом весьма проблематично.

Для оценки распространенности нарушений развития в популя­ции и определения тенденций, влияющих на психическое здоровье детского населения, потребовались исследования нового типа, соче­тающие в себе возможности многоаспектного анализа детской попу­ляции в контексте детерминации нарушений психического развития. Необходимым условием подобного анализа является изучение мак-росоциальных, микросоциальных и социально-психологических за­кономерностей.

Новаторское исследование распространенности отдельных форм атипий психического развития в этом ключе было предпринято В. Б. Ни-кишиной (1995-2004), осуществлявшееся на модельной популяции (выборочной совокупности, по которой моделируются исследования больших территорий, например региона). Распространенность раз­личных типов психического дизонтогенеза рассматривалась во взаи­мосвязи с социальными, демографическими, этническими характе­ристиками населения, проживающего на определенной территории.

В работе В. Б. Никишиной была осуществлена попытка аргумен­тированной оценки особенностей взаимосвязи распространенности различных типов психического дизонтогенеза как социально-психоло-

гического явления с параметрами социально-демографической струк­туры региона. Это позволило соотнести проблему детерминации на­рушений психического развития детей с существенными проблема­ми развития общества в целом и определить механизмы формирова­ния психических функций и личностного развития ребенка.

Общий объем обследованной выборки детей дошкольного воз­раста составил в 1995 году 118 712 человек, а в 2000 году — 112 650 человек. Такая представительная выборка, подкрепленная надежны­ми методами статистического анализа, позволяла с достоверностью судить о детской популяции в целом.

В результате проведенных исследований было выявлено, что в 1995 году средняя популяционная частота задержки психического развития (3tlP) составила 8,21%, умственной отсталости (УО) — 3,16%; в 2000 году процентное соотношение детей с ЗПР pi УО изме­нилось - ЗПР составила 9,85%, а УО - 3, 41%.

Макросоциальный анализ на уровне модельной популяции вы­явил значимые связи между частотой распространенности ЗПР и УО и показателями популяционно-демографической структуры (мигра­ционной активностью населения, возрастом, национальным составом, средним брачным возрастом и др.). К первоочередным существен­ным факторам, влияющим на популяционную структуру, были отне­сены миграция и система браков. По данным В. Б. Никишиной, ко­эффициент миграции в районах исследованной области варьирует от 0,25 до 0,67, составляя в среднем 0,34. Разрушая границы сложив­шейся системы браков, миграция приводит к повышению гетерози-готности населения и препятствует эффектам изоляции, в силу чего ее роль в современных человеческих популяциях весьма значительна.

Выяснилось также, что корреляционные связи между коэффици­ентами миграции и частотой распространенности ЗПР характеризу­ются обратной зависимостью, т. е. чем выше коэффициент миграции, тем меньше вероятность рождения детей с нарушениями психиче­ского развития.

Вероятность рождения детей с ЗПР повышается при уменьшении расстояния между местами рождения супругов. (Чем больше рас­стояние между местом рождения супругов, тем меньше вероятность рождения у них детей с ЗПР.) В целом по территории был выявлен интересный факт, заключающийся в том, что чем больше супругов, вступивших в брак, родилось в одной области и в одном районе, тем выше вероятность возникновения у их детей отклонений в развитии. Эта же закономерность наблюдается при снижении миграционной

136 Раздел 2. Атипии психического |

активности населения. Однако в ходе дифференцированного анали­за выяснились существенные различия в вариативности параметров миграционной активности с частотами распространенности ЗПР и УО. Например, коэффициент миграции связан с распространенно­стью умственной отсталости, а среднее расстояние между местами рождения супругов находится в значимой взаимосвязи с распро­страненностью задержки психического развития. Таким образом, бы­ло достоверно установлено влияние миграционных процессов на рас­пространенность нарушений психического развития у детей в попу­ляции.

Значимыми для распространенности нарушений развития явля­ются и возрастные характеристики населения. В первую очередь это касается среднего брачного возраста — чем выше средний брачный возраст в популяции в целом и в репродуктивной ее части, тем выше вероятность рождения детей с умственной отсталостью. Распростра­ненность пограничной формы нарушения развития — задержки пси­хического развития — от возрастных показателей населения мало за­висима, т. е. при старении семейных пар более вероятно появление детей с умственной отсталостью (грубого нарушения с органической основой). Таким образом, возрастная структура популяции оказыва­ет статистически значимое влияние на частоту распространенности выраженной формы психического дизонтогенеза — умственной от­сталости. Именно при этой форме атипии развития механизм при­чинной обусловленности более жестко регулируется популяцион-но-демографическими параметрами и имеет более сложную по срав­нению с задержкой психического развития систему детерминации. Указанные закономерности дают возможность объяснить распро­страненность различных типов нарушений психического развития с позиций социально-демографических влияний и прогнозировать их динамику в определенных социальных условиях.