Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Специаьная психология О.Н. Усанова.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

1.6.1.1. Психологическая теория деятельности

Данная теория создана отечественными психологами на базе диалек­тического материализма и марксистской философии. Ее разработ­кой занимались А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие.

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев перевели в плоскость психологической науки постулаты классиков марксизма о том, что в формировании человека решающая роль принадлежит коллективной трудовой деятельности и изготовлению орудий труда и что бытие определяет сознание.

Наиболее полно теория деятельности изложена в монографиях А. Н. Ле­онтьева «Проблемы развития психики» (1964) и «Деятельность. Созна­ние. Личность» (1975). Он рассматривает психику как форму жизнедея­тельности, утверждая, что реальная деятельность, связывающая организм с окружающей действительностью, определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных психических функций. Психика для него — не просто картина мира, система образов, а целенаправленная деятельность, система действий, объединенных единым мотивом.

Создание теории деятельности изменило само представление о предмете психологии. С позиций теории деятельности предмет пси­хологии это законы порождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе деятельно­сти. Деятельность понимается в данном случае как исходная реаль-

ность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная сторона.

Принцип единства психики и деятельности кардинально отличает отечественную психологию как от различных вариантов психологии сознания, изучающих психику вне поведения, так и от натуралисти­ческих течений поведенческой психологии, исследующих поведение вне психики.

В исследованиях, выполненных в контексте теории деятельности, последняя выступает либо в качестве объснительного принципа, ли­бо собственно представляет предмет исследования. Обе стратегии объединяются под общим названием «деятельностный подход».

Существо деятельностного подхода к предмету психологии со­стоит в том, что анализу подвергается реальный процесс взаимодей­ствия человека с миром, взятый в его целостности и протекающий как процесс решения задачи. При деятельностном подходе предме­том анализа становится не психика сама по себе, а деятельность, эле­менты которой могут быть внешними, материальными, или внутрен­ними, психическрши.

Использование категории деятельности в качестве объяснитель­ного принципа существенно углубило исследование психики в об­щей и возрастной психологии. Появились новые концепции: о един­стве внешней и внутренней деятельности, о зависимости психическо­го отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности, о поэтапном формировании умственных действий, о ведущей дея­тельности как основе периодизации психики.

Основными характеристиками деятельности большинство иссле­дователей считают предметность и субъектность. Специфика пред­метной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внеш­него мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь в процессе действий с ними, благодаря чему достигается адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность проявляется в социальной обусловленности деятельности человека: ее связи со значениями, фиксированными в способах использования орудий, в понятиях языка, в социальных ролях и нормах, в ценно­стях. Субъектность деятельности находит свое выражение в таких аспектах активности субъекта, как:

  • обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами;

  • личностные смыслы (значение, придаваемое различным собы­ тиям).

52 Раздел 1. Специальная психология как наука

1.6. Методология специальной психологии 53

Рассмотрим более подробно мотивационно-личностный аспект деятельности и ее структуру, ориентируясь главным образом на ра­боты А. Н. Леонтьева.

Мотивационно-личностный аспект деятельности

Кардинальным в теории деятельности является положение о ней как целенаправленном процессе. Возникновение у человека целей обу­словлено его потребностями и мотивами.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов, динамическое образование, организующее и направляющее познава­тельные процессы, общение и поведение.

В любом живом организме периодически возникает состояние напряженности, связанное с объективной нехваткой веществ, необ­ходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности. Помимо элементарных биологических потребностей, жизненно важно удо­влетворение потребностей в социальных контактах и познании. По­требности человека существенно отличаются от аналогичных потреб­ностей животных, особенно потребность в социальных контактах и познавательная потребность.

Потребность в контактах обнаруживается с рождения и по мере взросления ребенка постепенно преобразуется из простейшей реак­ции на окружающих, «комплекса оживления», в потребность обще­ния, служащую поиску своего места в жизни, завоеванию обществен­ного признания и выполняющую много других функций.

Познавательная потребность реализуется с раннего возраста в ви­де активного добывания информации из внешнего мира. Она услож­няется по мере взросления ребенка и проявляется в интересе ребенка к разным видам деятельности, в его любознательности, бесконечных вопросах: «Что? Почему? Зачем?». Обе потребности тесно перепле­таются друг с другом, они направлены на близких ребенку взрослых, представляющих для него и источник информации, и партнеров по общению. Эти потребности составляют необходимые условия фор­мирования человека на всех ступенях его развития.

Для каждой из потребностей связь с деятельностью проявляется на двух этапах:

  • первый— до первой встречи с предметом, который удовлетворя­ ет потребность;

  • второй — после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъ­екту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние

напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние в это вре­мя выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предме­тов. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, тогда и завершается первый этап в «жизни» потреб­ности.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил на­звание «опредмечивание потребности». Через опредмечивание по­требность получает свою конкретизацию. В акте опредмечивания ро­ждается мотив, который определяют как предмет потребности. Мо­тив определяют и как опредмеченную потребность. Иными словами, мотив — это то, ради чего совершается действие.

Второй этап связывания потребности с деятельностью характе­ризуется изменением поведения вслед за появлением мотива. Пове­дение принимает «векторную направленность», оно направлено на предмет или от него, если мотив имеет отрицательную валентность.

Потребность

Один мотив может вызвать множество действий, которые собира­ются вокруг одного предмета. Совокупность действий, которые вы­зываются одним мотивом, называют деятельностью, особенной дея­тельностью, особенным видом деятельности. Принято выделять иг­ровую, учебную, трудовую, а также коммуникативную деятельность, которая сопровождает многие виды деятельности. Есть разные ас­пекты рассмотрения деятельности. Например, некоторые виды ак­тивности человека (например, заботу о воспитании, научные изыска­ния, создание художественных произведений) тоже можно отнести к категории деятельности. А. Н. Леонтьев акцентирует такую харак­теристику деятельности как активное отношение субъекта к дейст­вительности. Отличительной особенностью деятельности он также считает совпадение мотива и цели: деятельность по­буждается тем предметом, на которой она нацелена.

Эмоции

Деятельность

Мотив

Человек — полимотивированное существо. В лю­бой деятельности можно выделить ведущий мотив и мотивы-стимулы, которые второстепенны. Кро­ме того, различают осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

Каждое действие имеет больший или меньший личностный смысл, который определяется как отношение цели дей­ствия к мотиву деятельности. Если событие или поступок вызывают сильные переживания, это означает, что они попали в поле ведущего мотива и наделены большим личностным смыслом.

54 Раздел 1. Спеииальная психология как наука

1.6. Методология специальной психологии 55

С позиций теории деятельности эмоции отражают преуспевание в осуществлении деятельности. Если деятельность протекает успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные эмоции. С другой стороны, успешные действия не всегда вызывают положительные эмоции, что позволяет выявлять скрытые мотивы.

При анализе деятельности сначала исследуется потребность, от нее путь пролегает к мотиву, а потом к цели и действию. В процессе осуществления деятельности постоянно формируются новые потреб­ности и мотивы. Если при некоем действии (реализации цели) накап­ливаются положительные эмоции, то наступает момент, когда цель (предмет) превращается в мотив, тогда говорят «о сдвиге мотива на цель». Другими словами, интерес к делу прививается через положи­тельные эмоции в ходе его выполнения. Положительные эмоции слу­жат тем «мостиком», который связывает данный предмет с системой существующих мотивов.

Структура деятельности человека

В изучении структуры деятельности важнейшим является вопрос о выделении единицы психологического анализа. Общее требование к единице анализа любого процесса состоит в том, что она не должна те­рять специфики анализируемого явления. Л. С. Выготский подчер­кивал, что психику надо разлагать не на элементы, а на

Деятельность специфические для нее единицы, в которых

человека имеет сохряняютя в наиболее простом виде все

иерархическое ее качества и свойства. Он писал: «Только в том

о уровень осо­бых видов дея-

строение и состо- случае, если мы сумеем анализ, разлагающий итизрядауровне единство на элементы, заменить анализом, рас­членяющим сложные единства на относительно простые единицы, далее неразложимые и пред- тельности ставляющие в наипростейшем виде единства, °Уровень действий присущие целому, — только в этомслучае мы

оуровеньопера- можем надеяться на то, что наш анализ приве- ций дет нас к удовлетворительному решению зада­чи»

о уровень психо-

физиологических функции (Выготский Л. С, 1956, с. 471).

Принципы анализа психики, столь ясно сфор­мулированные в трудах Л. С. Выготского, помогли разобраться в струк­туре деятельности, выявить основную единицу ее анализа.

В качестве основной единицы анализа А. Н. Леонтьев выделяет действие: «Основными составляющими отдельных человеческих дея-тельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы

называем процесс, подчиненный представлению о том результате, ко­торый должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознатель­ной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия» (Ле­онтьев А. Н., 1972, с. 104). Рассмотрим вслед за А. Н. Леонтьевым от­дельные уровни деятельности.

Особые виды деятельности представляют собой преобладающие занятия человека на разных этапах его жизни: игровая, учебная, тру­довая деятельность.

Действие — это проиесс реализаиии иели. Под целью понимается об­ раз результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения дей­ ствия. Уель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели.

Действия характеризуются рядом особенностей. Они включают в неразрывном единстве и акт сознания, и акт поведения. Любое дей­ствие подразумевает сознательную постановку и удержание цели. Одновременно действие — это поведение. Теория деятельности, сле­довательно, декларирует в качестве объекта изучения внешнее пове­дение человека, рассматривая его в единстве с сознанием.

Действия человека всегда предметны, они реализуют производ­ственные и культурные цели (принцип предметности). «Представ­ляемый результат» (принцип сознательной обусловленности) может быть самым разнообразным: как биологическим (например, получе­ние пищи), так и социальным (установление социальных контактов, получение знаний, производство какого-то продукта).

Через понятие «действие» в теории деятельности утверждается принцип активности. Согласно этому принципу человек подчиняется не логике внешних воздействий, а логике собственных целей. Его по­ведение представляет собой не столько реакцию на внешние стиму­лы, сколько целенаправленные поступки с учетом внешних условий.

Таким образом, действие в качестве единицы анализа позволяет оттенить специфику человеческой природы.

Операция — это способ выполнения действия, определяемый усло­ виями наличной ситуации.

Операции образуются из действий: «Когда цель действия входит в другое действие как условие его выполнения, то первое действие превращается в способ осуществления второго, в операцию» (Леон­тьев А. Н., 1965, с. 298). Операции характеризуют техническую сто­рону действий.

Главная психологическая особенность операций состоит в том. что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим они принци-

56 Раздел 1. Спеииальная психология как наука

1.6. Методология спеииальной психологии 57

пиально отличаются от действий, которые предполагают сознава­емую цель и сознательный контроль их протекания. Уровень опера­ций соответствует автоматизированным действиям и навыкам.

Операции возникают двумя путями: посредством неосознанного подражания или автоматизации действий. В первом случае они прак­тически никогда не осознаются, во втором легко могут стать осозна­ваемыми.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «под­стилающих» их операций. Граница между этими слоями подвиж­на. Ее движение вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. Тогда происходит укрупнение единиц деятельности. Ее движение вниз означает пре­вращение операций в действия, или дробление деятельности на мел­кие единицы. Разграничение в деятельности действий и операций достаточно сложно и не всегда возможно по критерию «осознаваемо-сти-неосознанности».

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие соответствует цели, то опера­ция — тем условиям, в которых эта цель задана. При этом под усло­виями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возмож­ности, или внутренние средства, самого действующего объекта.

Цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и используемые операции. О действии без опе­раций, или действии, абстрагированном от операций, можно гово­рить лишь на этапе планирования деятельности.

Психофизиологические функции — самый низкий уровень в струк­туре деятельности. Под этими функциями в теории деятельности по­нимается физиологическое обеспечение психических процессов: ощу­щений, восприятия, памяти, регуляции движений. Соответственно выделяют сенсорную, мнемическую, двигательную функцию. Мор-фофизиологические механизмы, обеспечивающие психические про­цессы, отчасти являются врожденными, а отчасти созревают в первые месяцы жизни. Эти механизмы составляют и предпосылки и одновре­менно средства деятельности.

Теория деятельности признает взаимосвязь внешней и внутрен­ней деятельности человека.

Внутренняя деятельность, по образному выражению Ю. Б. Гип-пенрейтер (1996), является «проигрыванием действий в уме». В тео­рии деятельности функция внутренней деятельности рассматривается

как подготавливающая внешние действия. Эта «внутренняя актив­ность» человека отличается от его внешней деятельности по форме протекания, но имеет принципиально то же строение. Она, как и внешняя деятельность, побуждается мотивами, сопровождается эмо­циональными переживаниями, имеет свой операционально-техни­ческий состав, т. е. состоит из последовательности действий и реа­лизующих их операций. Общность строения внешней и внутренней деятельности делает возможным их взаимопереходы и взаимопре­вращения. Внутренняя деятельность, по А. Н. Леонтьеву, постоянно включает в себя внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность — действия и операции мыслительные.

Различие внутренней и внешней деятельности состоит в том, что при внутренней деятельности действия производятся не с реальны­ми предметами, а с их образами, и вместо реального продукта полу­чается мысленный результат.

Внутренняя деятельность формируется путем интериоризации внешней деятельности, т. е. переноса соответствующих действий в умственный план. В исследованиях А. Н. Леонтьева была показана зависимость внутренней деятельности от ее внешнего (практическо­го) прототипа. Таким образом, для того, чтобы успешно действовать «в уме», нужно освоить действие в материальном плане и получить реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, не меняя принципиально своего строения, может сильно трансформи­роваться, особенно в ее операционально-технической части. Отдель­ные составляющие действия сокращаются или выпадают вообще, процессы протекают значительно быстрее.

Представление о психике как внутренней деятельности позволи­ло по-новому осмыслить психические процессы (восприятие, память, мышление). Каждый из них с позиций теории деятельности пред­ставляет собой действия и операции, реализующие определенные цели и решающие некие задачи.

Иногда отдельные психические функции рассматривают в каче­стве деятельности. Так, расстройство памяти при массивном пораже­нии лобных отделов головного мозга расценивается как нарушение мнестической деятельности: нарушается избирательность мнестиче-ской деятельности, способность сформулировать задачу по запоми­нанию и воспроизведению нужного материала {Корсакова Н. К., Мос-ковичуте Л. Я., 2003).

Для специальной психологии важно, что при деятельностном под­ходе всякое обучение рассматривается как деятельность. Такой под-

58 Раздел 1. Спеииальная психология как наука

1.6. Методология специальной психологии 59

ход к усвоению социокультурного опыта предполагает определенное истолкование соотношения знаний и умений. Принципиальным ста­новится положение о том, что знания — составная часть умений, их можно получить и сохранить только в условиях активности обуча­емого.

Таким образом, с позиций теории деятельности проблема обуче­ния детей с атипией развития должна ставиться как освоение ими таких видов деятельности, в которых изначально заданы и система знаний, и их использование в заранее предусмотренных пределах. Важен также учет всех составляющих деятельности для планиро­вания любого коррекционно-развивающего процесса. В частности, это касается формирования мотивов деятельности у детей. Принцип единства психики и внешней деятельности указывает путь формиро­вания познавательной деятельности как в норме, так и при атипиях развития.