Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анатомия, физиология, и патология органов слуха....doc
Скачиваний:
679
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
49.12 Mб
Скачать

Контрольные вопросы и задания

1. Какие причины вызывают речевые расстройства?

2. Рассмотрите клинико-педагогические классификации нарушений речи и свяжите их с локализацией патологического процесса.

3. Какие основные клинические формы нарушений речи периферического характера требуют участия логопеда?

4. Перечислите нарушения речи центрального происхождения и составьте таблицу нарушений.

5. На каких принципах основана психолого-педагогическая классификация нарушений речи? Какие существуют способы помощи детям с нарушениями речи?

Раздел IV зрительная система

Глава 15 строение зрительной системы

15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы

Зрение — один из важнейших органов чувств человека. Оно эволюционно приспособлено к восприятию узкой части диапазо­на электромагнитных излучений (видимый свет). Зрительная си­стема дает мозгу около 80 % сенсорной информации.

Зрение — это многозвеньевой процесс, который начинается с проекции изображения на сетчатку глаза, возбуждения фоторе­цепторов, передачи и преобразования зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается приняти­ем высшими корковыми отделами зрительной системы решения о зрительном образе.

По данным ВОЗ, в настоящее время в мире насчитывается 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами, в том числе около 42 млн. слепых. За последние 15 лет численность незрячих увеличилась на 12 млн. человек, каждый четвертый из них — ребенок или человек, утративший зрение в детстве. Рас­пространенность инвалидности вследствие патологии органа зре­ния у населения РФ довольно высока: она составляет 28,8 человек на 10000 взрослого населения. Уровень детской инвалидности по зрению — 5,2 человека на 10 000 населения соответствующего воз­раста.

Таким образом, число инвалидов по зрению в России за послед­нее десятилетие значительно возросло. Зрительные расстройства у каждого второго инвалида по зрению в возрасте 19 —50 лет воз­никли в детском возрасте. Поэтому изучение строения и функций зрительной системы, а также различных заболеваний органа зре­ния, приводящих к стойким нарушениям зрительного восприя­тия, является важным направлением в подготовке специальных педагогов и психологов.

Эволюция зрительных приспособительных механизмов и зри­тельных ощущений у различных живых существ идет разными путями. Так, например, амеба реагирует на свет изменением дви­жения и укорочением обращенных к свету псевдоподий, что, по-видимому,

обусловлено изменением химического состава и физического состояния протоплазмы. У гидры, так же как и у амебы, нет специфических светочувствительных клеток, однако в резуль­тате изменений в протоплазме под влиянием света гидра изменяет движение.

Первые более или менее структурно оформленные аппараты для восприятия света встречаются у простейших. Это скопления мелкозернистого пигмента, образующего стигму, или глазное пятно. У эвглены, например, такое скопление лежит у основания жгутика и тесно связано с базальными тельцами, которые являются «генераторами» движения последнего (рис, 77). Поскольку тело эвглены не совсем прозрачно, стигма освещена сильнее, когда жгутик направлен к свету. В связи с этим жгутиконосцы про­являют положительный фототропизм.

У многоклеточных животных световоспринимающие аппараты известны начиная с кишечнополостных. Например, реакция на свет у дождевого червя - это уже не автоматическая реакция про­топлазмы.

У червя имеются рассеянные по всему телу примитивные световоспринимающие (зрительные) клетки. Некоторое структурное усовершенствование наблюдается у пиявки. На ее головной части имеется группа светочувствительных клеток, окруженных пигментом, который, как известно, хорошо поглощает свет, и, следовательно, усиливает раздражение зритель­ных клеток.

Следующая ступень в развитии зрительных приспособлений — это глазные ямки со светочувствительными клетками, окруженными пигментом, у морских звезд и улиток.

На ранних стадиях эволюции многоклеточных развитие зрительной системы пошло по двум ос­новным путям. Первый путь был связан с возраста­нием числа световоспринимающих элементов. Это увеличило коэффициент поглощения светового по­тока и расширило сферу зрительного восприятия.

Наиболее сложными устройствами данного типа являются фасеточные глаза ракообразных и насеко­мых. Они состоят из многих (от сотен до десятков тысяч) отдельных светочувствительных элементов, называемых омматидиями. Типичный омматидий — это узкий усеченный конус, содержащий совокуп­ность светопреломляющих, светочувствительных и

светоизолирующих элементов (рис. 78). Если свет падает на омматидий вдоль его оси, то светопреломляющий аппарат омматидия, состоящий из выпуклой линзы (хрусталика) и кристаллического конуса, концентрирует световой поток на светочувствительной клетке омматидия — рабдоме.

Если же падающий луч составляет с осью омматидия угол боль­ше 2—5°, то большая часть его не попадает на рабдом, а поглоща­ется темным пигментом, изолирующим омматидий от соседних. Благодаря этому свойству глаза некоторых насекомых имеют до­статочно высокую разрешающую способность: острота зрения мо­жет достигать 0,1—0,2°. Поле зрения обоих сложных глаз у мно­гих видов членистоногих охватывает почти полную сферу.

Второй путь развития светочувствительного аппарата состоял в формировании единой для всего глаза оптической системы (рис. 79). Наиболее примитивным органом зрения подобного рода являют­ся светочувствительные органы некоторых кишечнополостных, а также личинок ряда насекомых. Они расположены на дне более или менее глубокой ямки и защищены от бокового света непро­зрачными стенками (см. рис. 79), что позволяет определять на­правление лучей света от каждого из достаточно удаленных друг от друга источников.

В процессе филогенетического развития концевые световоспринимающие аппараты светочувствительных элементов оказы­вались повернутыми к свету (конвертированное устройство зри­тельного аппарата).

Более совершенное устройство — обскура с маленьким от­верстием и внутренней светочувствительной полостью имеется у моллюска. Световоспринимающие элементы оказываются поверну­тыми внутрь, т.е. от света (инвертированный тип глаза) (рис. 79). Разрешающая сила, т. е. способность воспринимать близкие друг к другу мелкие детали порознь, у такого глаза много выше, чем у

глазной ямки с широким отверстием. В то же время при узком отверстии изображение на сетчатке содержит больше деталей, хотя она воспринимает гораздо меньший поток света, чем при широ­ком отверстии.

Уже на ранних ступенях эволюции намечается разрешение этого противоречия. Так, у некоторых медуз и червей полость глазной ямки заполняется прозрачным выделением эктодермы. Часть содержимого принимает вид двояковыпуклой линзы — хрусталика, имеющего больший показатель преломления по сравнению с окружающей средой. Свет, попадающий в такой глаз от неболь­ших объектов, концентрируется хрусталиком на небольшую часть светочувствительной поверхности сетчатки. В глазах такой конст­рукции освещенность изображения источника света на сетчатке может быть во много раз больше освещенности, создаваемой тем же источником на наружной поверхности глаза.

Глаза у позвоночных животных устроены по второму типу, т. е. имеют развитый оптический аппарат. Однако в отличие от всех других типов животных их сетчатка имеет гораздо более сложное строение и ряд особенностей. Во-первых, для позвоночных ха­рактерно своеобразное расположение светочувствительных кле­ток, которые обращены не к световому потоку, а в противо­положную сторону. Таким образом, лучи света возбуждают фоторецепторы

не непосредственно, а лишь проходя через оптиче­ски прозрачные среды сетчатки и отражаясь клетками пигмент­ного эпителия. Такое явление не наблюдается у других групп животных, и физиологическая роль его до сих пор не вполне понятна.

Во-вторых, кроме клеток, выполняющих непосредственно световоспринимающую функцию (палочки и колбочки), у позво­ночных имеются нейроны 2-го порядка (так называемые бипо­лярные клетки), которые связаны через синапсы с одним или не­сколькими фоторецепторами. Нейроны 3-го порядка (ганглиозные клетки) интегрируют сигналы от одного или нескольких биполяров и являются «выходными» элементами сетчатки, которые формируют сигнал, адресованный высшим отделам зрительной системы.

На уровне между фоторецепторами, биполярами и ганглиозными клетками сетчатки находятся элементы с горизонтальным расположением Волокон. Связывая упорядоченным образом ней­роны сетчатки друг с другом, они формируют специфическую форму зрительных рецептивных полей. Таким образом, в сетчат­ке позвоночных происходит весьма сложная обработка зритель­ного сигнала, которая выражается в детектировании (обнаруже­нии) тех или иных свойств действующего раздражителя. Сложная обработка зрительного сигнала характерна даже для сетчатки рыб и амфибий. Так, в сетчатке лягушки найдены специфические де­текторы формы объекта, направления и скорости движения сти­мула и т.д. У животных более высокого эволюционного уровня, например у млекопитающих, подобные детекторы не обнаружены

т.е. в функциональном отношении их сетчатка устроена про­шепчем у амфибий. Эти функции принимают на себя централь­ные структуры зрительного анализатора, в частности первичная зрительная кора.

По строению центральных звеньев зрительной системы всех позвоночных можно подразделить на три группы: животные с ихтиопсидным, зауропсидным и маммальным типом организации зрительного анализатора (рис. 80). Для ихтиопсидпого типа, к ко­торому относятся рыбы и амфибии, характерно то, что оконча­тельная обработка зрительной информации осуществляется на уровне среднего мозга (крыша мезенцефалона и претектальные ядра) и лишь незначительная часть информации поступает в пе­редний мозг. Для зауропсидного типа (рептилии и птицы) харак­терно формирование нового анатомического пути через проме­жуточный мозг (таламус) к коре. Для маммального типа (млеко­питающие) этот путь становится основным, и лишь небольшая часть зрительной информации перерабатывается на мезенцефальном уровне.