Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общая психология_ Фурманов.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
28.15 Mб
Скачать

Глава 17. Основные проблемы психологии мотивации

(cognitive map), готовность средств для цели (means-end-readiness) и прежде всего ожидание (expectancy). Однако для того, чтобы выу­ченное проявилось в поведении, необходима соответствующая мо­тивация. С ней Э. Толмен связал две промежуточные переменные-drive (влечение), с одной стороны, и с другой — demand for the goal object (нужность цели), идентично требовательному характеру у К. Левина; позднее утвердилось понятие «привлекательность».

Научение базируется, по Э. Толмену, на когнитивных проме­жуточных переменных, управляющих поведением в соответствии с целями, если только мотивационные промежуточные перемен­ные приводят поведение в движение.

Еще один представитель психологии научения К. Халл для психологического объяснения различий в поведении при одинако­вой силе влечения и одинаковых результатах научения (прочнос­ти habit) воспользовался концепцией промежуточных переменных Э. Толмена (К. Халл называл их теоретическими конструктами), а в качестве одного из важных конструктов принял толменовскую «привлекательность целевого объекта».

В психологии мотивации К. Халл явился подлинным создате­лем теории влечения. В частности, им впервые в бихевиористском ключе была сформулирована идея «редукции влечения» как удов­летворение потребности, способствующее образованию связи меж­ду раздражителями и реакциями Кроме того, К. Халл различил потребность и влечение. Потребность есть специфическое состоя­ние, связанное с каким-либо недостатком или расстройством про­текания процессов в организме (голод, жажда, боль). Это состоя­ние вызывает определенной силы несиецифическое влечение, кото­рое в свою очередь активирует поведение. Потребность - есть пе­ременная, как правило, доступная наблюдению или, по меньшей мере, допускающая возможность экспериментального манипули­рования. Влечение же, напротив, представляет собой теоретичес­кий (гипотетический) конструкт.

В окончательном варианте своей теоретической системы К. Халл постулировал два определяющих поведения компонента — моти-вационный и ассоциативный. Мотивационный компонент осушл'" ствляет чисто энергетическую функцию и представляет собой муль­типликативную связь силы влечения (D) и привлекательности объекта (К). Ассоциативный компонент определяет соответствие имеющихся связей раздражителя и реакции (habits, sHr) налич­ным внутренним и внешним стимулам. Произведение обоих ком­понентов определяет тенденцию поведения — векторное понятие,

308

Глава 17.6. Проблемы мотивации в психологии научения и активации

объединяющее силу и направление, так называемый reacton-evocation-potencial:

Er=f(sHrDK).

Прочность привычки (sHr) зависит от количества и степени отсроченное™ предыдущих подкреплений, т.е. от того, насколько часто и непосредственно связь «раздражение—реакция» сопровож­далась до сих пор редукцией влечения.

Психология активации

И. Павлов и В. Бехтерев — основоположники учения об услов­ных рефлексах и рефлексологии, позднее получивших распрос­транение в связи с концепцией классического обусловливания.

И. Павлов экспериментально показал на материале «пищева­рительных рефлексов», что вызывающие реакции безусловные раз­дражители (врожденные стимулы) могут замещаться выученны­ми, условными. Для этого последние должны несколько опере­жать во времени (приблизительно на полсекунды) появление пер­вых. Если такая последовательность раздражителей повторится несколько раз, то появления нового, условного раздражителя бу­дет достаточно для актуализации соответствующей реакции. Клас­сическим примером этому может служить изучавшаяся с помощью вшитой в пищевой канал фистулы реакция слюноотделения у со­баки. Если появлению пищи (непосредственному раздражителю) несколько раз предшествует нейтральный раздражитель (напри­мер, звуковой или световой сигнал или механическое раздраже­ние кожи), то этот раздражитель уже сам по себе вызывает ре­акцию слюноотделения. Таким образом, безусловный раздражитель «подкрепляет» связь нейтрального раздражителя с соответствую­щей реакцией.

И. Павлов дал строгое определение понятия подкрепления, на­полнив его еще и физиологическим значением. Кроме того, он по­казал, что условный раздражитель также приобретает способность к подкреплению, т.е. в свою очередь может обусловливать раздра­житель, выступавший до сих пор как нейтральный. Вызываемые таким раздражителем реакции — это уже реакции более высокого порядка. Павлов рассматривал этот механизм как основу всей выс­шей нервной деятельности.

В своих работах И. Павлов пытался объяснить наблюдаемые феномены научения, во-первых, с точки зрения нейрофизиологии мозга, во-вторых, с точки зрения взаимодействия двух основопо­лагающих процессов возбуждения и торможения. Возбуждение вы-

309