Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общая психология_ Фурманов.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
28.15 Mб
Скачать

Глава 16. Мотивы

16.1. Понятие мотива

• активность, скорее всего, вызывается лишь определенным стимулом и наличными, находящимися «под рукой» способами действия с ним.

Таким образом, из выше изложенного следует, что потреб­ность (нужда), часто не приводит прямо к активности по устране­нию нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воз­действию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), от­ражающее появление доминантного очага возбуждения в соответ­ствующих мозговых центрах.

Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. По­этому целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Предмет удовлетворения потребности рассматривается как цель, когда предметы становятся объектами желаний и возможными це­лями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности. Примерно такой же точки зрения придерживался А.Н. Леонтьев и сторонники, когда отстаивали представление о предмете, могущем удовлетворить по­требность, как о мотиве. В частности А.Н. Леонтьев подчеркивает, что термин «мотив» употребляется им не для обозначения пере­живания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый (представляемый, мыс­лимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т.е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности Леонтьев называл как идеальный (представляемый), так и мате­риальный предмет потребности.

По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает имен­но предмет, объект. Больше того, «опредмечивание потребности», придает этому побуждению смысл. В итоге побудителем деятель­ности выступает как бы не сам предмет, а его значение для челове­ка. Исходя из этого становится понятной идея о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завла­деть предметом, а выполнение самого действия (вследствие про­буждения к нему интереса), получение от него удовольствия. По­добную точку зрения высказывал и Г. Олпорт, когда формулировал принцип функциональной автономии: первоначально инструмен­тальные действия, выполняющие вспомогательную роль как сред­ства, могут приобретать самостоятельную (интринсивную) привле­кательность. По существу, речь идет о приобретении действием

284

самостоятельного смысла (и поэтому точнее было бы сказать, что на цель сдвигается не мотив, а смысл).

Схожую позицию занимает также СП. Манукян, утверждая, что определенные предметы и явления (объекты) порождают по­требность с конкретным предметным содержанием. Это содержа­ние каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ предмета по каким-то при­чинам воспроизводится в сознании. Значит, делает вывод СП. Ма­нукян, не собственно сама потребность вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, а предмет потреб­ности или его образ.

Мотив как побуждение. Многими психологами мотив трак­туется как побудительная (движущая) сила, как побуждение. Та­кое расширенное толкование понятия привело к тому, что за мо­тив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали имено­ваться любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами.

При этом в качестве мотива рассматриваются как внешние стимулы, так и объекты лишь представляемые или воображаемые. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (на­пример, боль).

В западной психологии распространенным решением вопроса такого деления является различение способа (как) и причины (по­чему) поведения; к мотивации относят только причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направлен­ность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактичес­кая реализация определяются не причиной, а опытом и научением.

Другим важным моментом детерминации является разграни­чение побуждения и стимула. Детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затраги­вающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осо­знанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Толь­ко после этого у человека может появиться желание или осозна­ние необходимости реагировать на стимул тем или иным спосо­бом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого считается, что мотив —- это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность чело­века к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно,

285