Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
очень хорошие ответы по госу по общей111.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Активационная теория

Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

Центральную роль в обеспечении эмоций в активационной теории Линдсли играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Выраженная эмоциональная реакция возникает при активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие проявления эмоциональных реакций – наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.

Феноменологическая теория ж.-п. Сартра

Это оппозиционная теория к

  • Позитивистскому подходу (подходу, основанному на постулировании роли фактов),

  • Теории эмоций Джемса-Ланге.

Философский базис – феноменология Э. Гуссерля. Суть феноменологии вообще – перейти от изучения фактов к изучению сущностей, которые раскрываются в значении.

Эмоция существует в той мере, в которой она что-либо означает, существует в мире, значит для психической жизни субъекта.

Эмоция – это особый род поведения в ситуации конфликта. Суть конфликта: привычные способы действия не приводят к результату. Индивид, лишенный средств взаимодействия со средой не в силах принять ситуацию.

Эмоциональное сознание всегда направлено на объект окружающего мира, на объектную ситуацию. Эмоции объектны (или, в терминологии А.Н. Леонтьева, – предметны), эмоция сохраняется пока предмет сохраняет значимость. Т.о. предмет (объект) питает эмоцию.

Значение эмоций коренится в сознании, носит функциональный характер: эмоцияирреальное преобразование мира, меняющее себя и, как следствие, относящиеся к миру.

Виды эмоциональных состояний:

  1. Конструирование «магии мира»

  2. «Впадение» сознания в магическое.

Эмоциональное сознание есть с самого начала сознание мира. Страх темноты ночью – страх мира – Эта эмоция вызывается восприятием, представле­нием-сигналом и т. д. Бегство можно представить как то, от чего убегают. И как гово­рить о гневе в том случае, когда бьют, оскорбляют, угрожают, не упоминая человека, который представляет объективное единство этих оскорблений?

Взволнованный субъект и волнующий объект объединены в неразрывный синтез. Эмоция есть некоторый способ понимания мира.

Э моция - это превращение ми­ра! Когда намеченные пути становятся слишком трудными или когда мы не видим пути, мы не можем больше оставаться в этом мире, столь требовательном и трудном. → изменить мир, т. е. пережить его, как если бы отношения вещей к их потенциальным свойствам регулирова­лись не детерминистскими процессами, а магией.

Эта попытка не сознательна и не является объектом размышления - это, прежде всего, принятие новых отношений (→ и новых требований).

Эмоциональное поведение не является эффективным. Оно стремится посредством самого себя сооб­щить объекту, не меняя его в его реальной структуре, другое качест­во, формируя свое отношение.

«тело, руководимое сознанием, меняет свои отношения к миру

с тем, чтобы мир изменил свои качества».

П: не могу дотянуться до кисти винограда – «он – зеленый!»

Речь идет в конце концов о том, чтобы сделать из мира аффективно нейтральную реальность, систему, пребывающую в полном аффективном равновесии, разрядить объек­ты с сильным аффективным зарядом, привести их все к аффективному нулю.

Активная печаль (истерика) пациентки Жане может характеризоваться как отказ. Больная хочет растрогать Жане, заменить отношение его бесстрастного ожидания, которое он принимает, отношением сердечной предупредительности. Она пользуется своим поведением, чтобы привести к этому Жане. В то же время, приводя себя в такое состояние, когда признание стало бы невозможным, она отбрасывает акт, который ей надлежало выполнить, за пределы досягаемости. Пока она будет содрогаться от слез и рыданий, у нее отнята всякая возмож­ность говорить. Больная освободилась от тягостного чув­ства, что акт в ее власти, что она свободна сделать его или нет. Эмо­циональный срыв здесь – уход от ответственности.

Р адость. Прежде всего, нужно различать радость-чувство, которая представляет собой равновесие, адаптированное состояние, и радость-эмоцию (характеризуется нетерпением). Радость-эмоция вызывается появлением объекта желаний человека. Хотя объект этот – «неминуем», он еще – не здесь, он еще – не его. → Нетерпение, невозможность монотонной деятельности.

Временной интервал отделяет его от объекта. Радость – это магическое поведение, которое стремится реализовать посредством колдовства обладание желаемым объектом сиюминутно. По­ка он обладает объектом магически.

= > Все эмоции сводятся к конституированию магического мира с помощью нашего тела как средства волшебства.

Существуют ложные эмоции, которые являются только формами поведения. Через эти формы поведения мы магически полагаем некоторые качества на истинных объектах. Но качества эти ложные.

Отличается от игры актеров истинностью поведения: актер в действительноти ни рад ни печален, он так не ведет себя, он играет роль.

Настоящая эмоция сопровождается чувст­вом убедительности. Качества, полагаемые в объектах, вос­принимаются как истинные. → Эмоция претерпевается. Нельзя выйти из нее по своей воле, она должна сама себя исчерпать, мы же не можем ее остановить. Физиологические явления придают серьезность эмоции, сообщают ей убедительность. Эмоция - это поведение тела, которое находится в некотором со­стоянии.

Пове­дение без соответствующего состояния – это комедия.

Чтобы верить в магические способы поведения, нужно быть потрясенным.

Двойной характер тела: с одной стороны, оно – есть объект в мире, а с другой – непосредственно пережи­ваемая данность сознания.

Эмоция - это то, во что верят.

Трудность → порождение нового (отличного от предыдущего) сознания посредством эмоции. (Сама по себе очень важная адаптационная функция организма).

Сознание, которое взволновано, довольно похоже на сознание, погружающееся в сон. Оба далеки от реальности.

В эмоции сознание деградирует и внезапно преобразует мир причинных связей, в котором мы живем, в магиче­ский мир.

Эта теория эмоций не объясняет некоторых внезапных реакций ужаса и восхищения, которые нас охватывают иногда перед внезапно появившимися объектами.

Но бывает и обратное: сам мир иногда открывается созна­нию как магический, вопреки тому, что мы ожидали найти его причин­ным.

=> Есть два рода эмоций в зависимости от того, конституируем ли магию мира мы сами, с тем чтобы заменить объективно детерминированную деятель­ность, которая не может реализоваться, или же это сам мир внезапно раскрывается вокруг нас как магический.

Воспринять какой-нибудь объект как ужасный – значит воспринять его на фоне мира, который проявляется так, как если бы он уже был ужасный.

Таким образом, сознание может «быть-в-мире» двумя различными способами:

1)Мир может выступить перед ним как организованный комплекс средств, таких, что если хотят добиться определенного ре­зультата, нужно действовать на определенные элементы этого комп­лекса.

2) Мир может также выступить для сознания и как некая неорудийная целостность, т. е. как допускающий изменения не­посредственно и в больших масштабах. В этом случае мир будет действовать на сознание непосредственно, мир присутствует для сознания неотделенный расстоянием. (П: во сне все имеет магическую основу: ужас от монстров; борьба с ними объективными методами не эффективна и также ужасна). Сознание нацелено на то, чтобы сражаться с этими опасностями или изменять эти объекты на расстоянии и без всякого опосредствования, путем абсолютных и массивных изменений мира. Этот план мира является абсолютно связанным, это магический мир.

Эмоция не есть случайность, это способ су­ществования сознания, один из способов, с помощью которых оно понимает свое «бытие-в-мире» (Хайдеггер).

Конечно, на эмоцию всегда может направляться рефлексивное сознание. В этом случае эмоция предстает как структура сознания. Она имеет смысл, она что-то значит для моей психической жизни.