Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
очень хорошие ответы по госу по общей111.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Объем внимания

Ранние эксперименты. Гамильтон – если бросить пригоршню шариков, то трудно обозревать одновременно более 6-7 объектов (если их как-то не группировать). Но это был грубый эксперимент. Джевонс: в круглый бумажный ящик бросал горсть бобов и записывал число, которое он определил с первого взгляда, а затем – подсчитывал. Произвел более тысячи проб. При 3-х и 4-х бобах не было ошибок, при пяти – ошибки в 5%, потом процент ошибок еще увеличивается (составил целую таблицу). Значительная тенденция переоценки чисел 5 и 7 и более значительная тенденция к недооценке числа выше 9.

Опыты с тахистоскопом. Это инструмент, дающий зрительное раздражение с очень короткой экспозицией. Испытуемый заранее знает, куда смотреть (есть точка фокуса), доэкспозиционное поле примерно той же яркости – не надо адаптировать глаза. Т.о. глаза заранее сфокусированы и конвергированы. Контролируется послеэкспозиционное поле. Механизм работает бесшумно. Продолжительность экспозиции дает возможность ясно увидеть поле, но не позволяет бросить два взгляда. Яркая экспозиция дает то же самое ощущение, как и экспозиция более длинная, но менее интенсивная.

Требуется, чтобы было правильно схвачено кол-во Ob (разбросанные черные точки на белой карточке, предъявляемые в течение 37-100мс). Средний объем для здорового взрослого человека равен приблизительно 8 объектам. В целом, объем колеблется от 6 до 11.

Как схватывается кол-во Оb? Часто используется группировка. Еще – счет, сосчитать за 100 мс нельзя, но зрительный последовательный образ продлевает время, затрачиваемое на сосчитывание, и первичный образ (последовательный образ) памяти предоставляет еще больше времени. Первичный образ различим, если не двигать глаза. Группировка и сосчитывание могут быть скомбинированы.

Эксперимент Оберли был организован так, чтобы получить 3 объема:

  • для восприятия кол-ва объектов любыми приемами;

  • для восприятия, в котором было бы исключено сосчитывание и использование последовательных образов;

  • для восприятия, которое осуществлялось бы непосредственно ощущением, без группирования или сосчитывания.

После каждой пробы испытуемый сообщал, каким образом он устанавливал кол-во точек. Объем был наименьшим при прямом восприятии, промежуточным при группировке и наибольшим в случае восприятия с применением любых приемов. Объемы в среднем:

  • для прямого восприятия – 4 точки;

  • для прямого восприятия + группирование – 7 точек,

  • для восприятия, включающего все формы – 8 точек.

Упражнение повышает средний объем. Некоторые испытуемые приобретают опыт в группировании, др. – в сосчитывании. Если одно и то же расположение точек часто повторяется, они научаются его непосредственно узнавать.

Различные объемы. Объем разный у разных испытуемых, изменяется от момента к моменту, в зависимости от расположения точек на карточке, изменяется также соответственно кол-ву показаний, которые должны быть получены после экспозиции. Если требуется не только простое указание на количество предъявленных Ob, объем внимания становится меньше.

Эксперимент Гленвилля и Далленбаха – экспонировали:

  1. точки с инструкцией сообщить их кол-во,

  2. буквы – с инструкцией их прочитать,

  3. геометрические фигуры – с инструкцией их назвать,

  4. геометр. фигуры различных цветов – с инструкцией назвать форму и цвет каждой фигуры.

Средние объемы:

  1. – 9 единиц,

  2. – 7 ед.,

  3. – 4 ед.,

  4. – 3 ед.

Действительный объем восприятия больше, чем результаты, которые получаются в экспериментах, т.к. по мере отчета многое забывается. Эксперименты на объем восприятия кол-ва звуков потерпят неудачу, т.к. происходит автоматическая ритмизация, в результате которой легко подсчитать элементы.

Сдвиги и колебания внимания

Биллингс помещал перед испытуемым картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать на кнопку каждый раз, когда его внимание отклоняется от этой точки. В среднем – 2 сек. на один объект или мысль до смены. Это время варьировало от момента к моменту.

Пиллсбури: полученное среднее слишком высоко, т.к. испытуемые забывали отмечать некоторые сдвиги, причем каждый отмеченный сдвиг на деле означает 2 сдвига:

  • от наблюдаемой точке к др. объекту или мысли и от этого объекта к нажатию кнопки,

поэтому среднее – не 2 сек., а 1 сек. Колебания вроде 0,1-0,2 сек. на объект – наибольшая подвижность внимания.

Если мы поставим вопрос не о том, как быстро может передвигаться внимание, а о том, как долго оно может оставаться фиксированным, то от Биллингса мы получаем ответ – 5 сек. На сложном объекте можно сосредоточить внимание гораздо дольше, но внимание сдвигается с одной части объекта к другой.

Колебание внимания. при восприятии двухзначных фигур. Колебания могут быть до некоторой степени управляемы путем направления глаз на ту часть фигуры, которую мы хотим увидеть выступающей. Если к этому управлению не прибегать, то темп колебаний очень изменчив. Если изменения однажды начались, они повторяются все чаще во время непрерывной фиксации глаз на рисунке. После отдыха изменения могут снова стать более медленными. Биллс, научив испытуемого управлять восприятием такой фигуры, предложил ему сменять фазы как можно чаще и получил среднее – 72 фазы в минуту. В то время как одна из фаз держится устойчиво, Вн. Может совершенно отвлечься от рисунка.

Врач-ушник Урбанчич - если тиканье часов еле слышно, то оно периодически то исчезает, то возвращается. При зрении раздражитель будет едва воспринимаем, когда он мал по площади или мало отличается от фона по яркости.

Темп колебаний широко варьирует у разных лиц. Типичное время равно примерно 8-10 сек. Темп непостоянен даже у одного человека. Продолжительность фаз, когда стимул воспринимается, возрастает с силой раздражителя.

Мускульная неустойчивость. Чтобы ухо имело max чувствительность, слуховая мембрана должна поддерживаться в предельном напряжении при помощи мелких мускулов, если они периодически расслабляются, звуки могут становиться неслышимыми. Но значение этого фактора было отвергнуто, т.к. если слуховая мембрана удалена, все равно есть колебания Вн. при слушании тиканья часов. То же со зрением: есть колебания даже у людей с удаленным хрусталиком.

Колебания производительности при непрерывной работе. Биллс – иногда, эксперимент по изучению задержек в работе испытуемых – требовал быстрой серии легких реакций (называние 6 цветов предъявляющихся в беспорядке в виде маленьких квадратиков; замены цифр буквами и т.д.) испытуемый отвечал, а Биллс при ответах нажимал на ключ. Работа продолжается некоторое время на высшей скорости, а затем наступает срыв. Они не происходят с ритмичной регулярностью. Средние промежутки варьируют у разных лиц от 10 до 30 сек., даже у одного и того же человека все варьируется. Упражнение уменьшает, а утомление увеличивает частоту «срывов». Когда выполнение задания требует точного согласования сложных мозговых механизмов, отвлечение Вн. нарушает это согласование.

Еще эксперимент (Стерзингер?): лист бумаги, на котором изображены ряды и группы букв, надо было вычеркивать определенные буквы по определенным правилам. Испытуемый делал много ошибок, но периодично. Некоторые испытуемые имели тенденцию ошибаться в одном случае из каждых трех, другие - из четырех, как если бы они имели привычку отдыхать через определенное кол-во актов внимания.

Отвлечение внимания

Эксперимент Гови: второкурсники учились выполнять определенное задание 6 недель, а потом одна группа выполняла его в другой форме при нормальных условиях, а экспериментальная – в условиях слухового и зрительного отвлечения. На выполнение задания это мало подействовало.

Как преодолевается отвлечение. Морган проверял гипотезу, что для преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Он регистрировал силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, напоминавшей машинопись. Результаты: сначала испытуемый совершенствовался, с появлением шума замедлялся, потом быстро восстанавливал скорость и дальше совершенствовался, а когда шум прекращался – не улучшение, а срыв, т.к. к шуму испытуемый уже приспособился, потом далее совершенствование; сила удара убывала в течение первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась постоянной во время шума и падала по прекращении шума; запись дыхания показала речевую активность части испытуемых, особенно во время шума.

Отвлечения, которые не преодолеваются. Всякие гудки, которые используются в экспериментах, не интересны. Вебер использовал в качестве отвлекающих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, давал задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности. Все испытуемые показали уменьшение производительности (10-50%), и в отчете сообщили, что были отвлечены. Преодолевали отвлечение либо субъективно, отстраняя отвлекающие факторы, либо положительным сосредоточением на работе (увеличение темпа, интенсивности, иногда думанье вслух). Экспериментатор отмечал: общее возрастание мускульного напряжения, возрастание энергии рабочих движений, оборонительные движения.

Выполнение двух действий одновременно (распределение внимания).

Взаимодействие между одновременными действиями. Бине: научил нажимать испытуемого грушу на удар метронома (один раз, дважды или трижды на один удар метронома). Когда испытуемый научался, то его просили делать это и одновременно читать вслух или решать в уме арифметические задачи, наступала некоторая интерференция, и выполнение обеих задач нарушалось. Или надо нажимать каждой рукой по груше, но в разном ритме – одна рука вовлекала другую в свой ритм, и вообще было тяжко.

Облегчает ли постоянное мускульное напряжение умственную работу? Биллс экспериментировал на студентах: в состоянии напряжения испытуемый держал в каждой руке динамометр и умеренно сжимал их. В расслабленном состоянии клал руки на колени. В обоих состояниях он запоминал, складывал, читал разрозненные буквы как можно быстрее. Продуктивность в сложении в состоянии напряжения была на 10% больше. Другие исследователи получили неоднородные результаты.

Продуктивность двойных действий. В экспериментах с тахистоскопом объем восприятия точек уменьшался при помещении в экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц). Испытание на свободные ассоциации – если одновременно решать арифметические задачи, наблюдается низкий уровень завершения слов (черная – доска), реакции на звучание слова чаще, чем на значение (Шпейх). Митчелл: сравнение грузов, последовательно поднимаемых рукой и сосчитывание щелчков от 1 до 6 – когда давались щелчки, груз оценивался лучше, а на счет это почти не влияло. Видимо, испытуемый старался сравнить грузы как можно быстрее, и это давало преимущество. Т.е. не всегда при выполнении двух действий одно или оба действия нарушаются, реакции могут быть и последовательными

Возможны ли 2 акта внимания в одно и то же мгновение? Эксперимент: слабое нажатие на палец каждой руки, надо сказать, какое было сильнее, и одновременно – короткая зрительная экспозиция, 3-6 коротких линий для сосчитывания. Каждая задача по отдельности выполнялась 100% правильно, а одновременно: обе правильно решены в 12%, одна правильно решена в 60%, ни одна не решена правильно в 28%. => одновременное осуществление 2-х актов Вн. в познавательной деятельности если и имеет место, то не часто.

Две точки зрения на развитие внимания: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин (1902 – 1988).

Л. С. Выготский рассматривает развитие любой психической функции в контексте своей теории о ВПФ. Развитие ПФ подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ.

Исследования Леонтьева, методика и результаты. Были проведены две серии экспериментов с детьми от 4 до 16 лет и взрослыми от 22 до 28 лет.

В первой серии задавались различные вопросы, некоторые из которых предполагали названия цветов, например: «Какого цвета бывает трава?». Нужно было отвечать как можно быстрее, но нельзя было называть какие-либо определенные два цвета, и нельзя было называть один и тот же цвет дважды. В серии вопросов было 7 провокационных.

Во второй серии перед испытуемыми на столе раскладывались восемь цветных карточек, и проводилась та же игра. Можно было использовать карточки в игре (методика двойной стимуляции: вопросы – стимулы-объекты, в отношении которых нужно что-то сделать; карточки – стимулы-средства, которыми можно пользоваться для решения задачи).