Добавил:
Я с Вами навсегда! Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методы / Шаповалов. Травматология и ортопедия.pdf
Скачиваний:
3322
Добавлен:
16.10.2018
Размер:
14.55 Mб
Скачать

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ

 

а именно осколочные ране-

 

ния противоположной конеч-

 

ности, промежности, ягодиц,

 

передней поверхности туло-

 

вища, рук, головы и лица,

 

которые при ходьбе слегка

 

наклонены вниз (рис. 109).

 

Механизм экранирован-

 

ных минных повреждений,

 

или МВТ, состоит в том, что

 

действие ударной волны опо-

 

средовано выраженной виб-

 

рацией металлических час-

 

тей, интенсивность которой

 

зависит от мощности боепри-

 

пасов и массы ударной опо-

 

ры. Как известно, ударная

 

волна легко проходит сквозь

 

твердые тела, не вызывая их

 

выраженной деформации, и

 

каждая частица передает

 

энергию следующей подобно

 

неподвижному составу ваго-

 

нов, получивших толчок.

 

Таким образом, обобща-

Рис. 109. Топография наиболее типичных

ющей характеристикой ме-

ханизма взрывных повре-

повреждений анатомических структур

ждений следует считать од-

при минно-взрывном ранении:

1 — уровень отрывов конечностей; 2 — уровень

новременное воздействие де-

переломов длинных трубчатых костей; 3 —

тонационной ударной волны,

локализация множественных осколочных ранений

струй взрывных газов, оско-

мягких тканей; 4 — уровень разрушения мягких тканей

лочных элементов и продук-

при отрывах нижней конечности; 5 — проникающие

ранения грудной и брюшной полости

тов газодетонации. Этого до-

 

 

статочно для возникновения

комбинированной механотермической

травмы. На открытом воздухе

 

действие токсических продуктов взрыва почти не проявляется, но в закрытых помещениях и кабинах бронетанковой техники возникают высокие, смертельные концентрации окиси углерода и других газов.

В итоге механизм взрывных повреждений является многофакторным, комбинированным, что обусловливает особенности патогенеза и патоморфологических изменений в тканях.

Патогенез взрывных повреждений

В отличие от других травм, воздействие факторов взрыва реализуется мгновенно. В течение микро- и миллисекунд, т. е. практически одномоментно, воздействию подвергаются все структуры. В момент взрыва происходит генерализованное сотрясение, вызывающее сразу

250

Глава 7. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЛОМЫ И ВЗРЫВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

же изменения на всех уровнях гомеостаза (организменный, системный, органный, тканевый, клеточный и субклеточный).

Одновременно с механическим воздействием взрыва на тело пострадавшего сильнейший эффект оказывают такие факторы, как внезапная сильная вспышка и звуковой удар. Обычно это считают последствием акустической травмы или баротравмы, ожогов вспышкой или пламенем. При этом упускают из поля зрения один из важнейших элементов патогенеза — психоэмоциональный шок. При неожиданном взрыве человек, даже не испытав выраженного воздействия других факторов, может оказаться тяжелопораженным.

Воздушная или детонационная ударная волна наносит объемный или односторонний удар, резко изменяя соотношения внутриполостных, межтканевых и межклеточных уровней давления, вызывая первичные повреждения — разрывы, растяжения, смещения и т. п., сопровождаемые крово- и лимфоизлияниями практически во всех тканях.

Дополнением к психоэмоциональному воздействию становится болевой синдром, оказывающий несомненное шокогенное влияние. Далее включаются такие общие патогенетические механизмы, как крово- и плазмопотеря — наружная и внутритканевая, нарушение всех видов метаболизма и биоэнергетики. Быстро развивается травматическая токсемия. Стресс и анемия обусловливают резкое снижение функций иммунной системы. Особое значение приобретают нарушение выведения шлаков и другие изменения деятельности всего организма.

В специальных экспериментах на модели МБР было установлено, что основой патологии при взрывной травме следует считать общий тяжелый контузионно-коммоционный синдром с нарушением нейроэндокринной регуляции и возникновением микроциркуляторных расстройств, что вызывает генерализованные, улавливаемые биохимическими и гистологическими исследованиями изменения в ЦНС, а также в сердце, легких и других внутренних органах. Временная, преходящая ишемия сопровождается длительной (более 1 сут) активацией перекисного окисления липидов, изменениями содержания ферментов и других регуляторов внутриклеточного обмена.

Поскольку взрывные травмы в принципе являются многофакторными, то, помимо универсальных последствий (психоэмоциональное воздействие и контузионно-коммоционный синдром), следует выделить формы патологии с преимущественным поражением тех или иных областей или органов, что позволяет предложить упрощенную, но, как показал опыт, практически приемлемую формулу взрывной травмы:

Общий контузионно-коммоционный синдром и психоэмоциональный шок

Одиночные травмы

Множественные и сочетанные

Комбинированные

 

травмы

поражения

 

251

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ

Рис. 110. Наиболее типичные обстоятельства возникновения минно-взрывных ранений:

при непосредственном воздействии стопы на взрыватель мины: при взрыве мины в руках (разминировании); при задевании ногой за растяжку мины

Характеристика повреждений органов и тканей

при минно-взрывных ранениях и травмах

При МБР в большинстве случаев происходят отрывы конечностей на разных уровнях, возникают множественные осколочные ранения мягких тканей различных областей тела, огнестрельные переломы костей (28,3%), ранения сосудов и нервов, сочетанные, в основном открытые, повреждения внутренних органов (11,2%), а также частые проникающие ранения черепа и органа зрения. Отрывы конечностей чаще бывают при непосредственном воздействии стопой на взрыватель мины, а также при взрыве мины в руках при разминировании и практически не наблюдаются при задевании ногой за растяжку мины. Уровни отрывов ног зависят от массы заряда взрывчатого вещества и положения стопы в момент воздействия на взрыватель. Чаще наблюдаются отрывы стопы и голени на уровне нижней трети, но протяженность разрушений мягких тканей под действием ударной волны и струй взрывных газов варьирует от 10 до 30 см, что определяет уровень ампутации.

Если противопехотная мина взрывается в руках, то преобладают отрывы сегментов верхних конечностей, проникающие ранения грудной и брюшной полостей, баротравма, повреждения глаз и вещества головного мозга. При МБР, вызванных прикосновением к растяжкам мин наземной установки, преобладают множественные осколочные ранения нижних конечностей и туловища, а также огнестрельные переломы костей (рис. 110).

В отличие от МБР, у пострадавших с МВТ отмечаются переломы костей, разрушения и отрывы конечностей, ранения мягких тканей сместившимися отломками костей, повреждения сосудов и нервов; чаще бывают черепно-мозговая травма (67,2%) и закрытые повреждения внутренних органов (33,5%) вследствие воздействия ударной волны в ограниченном и замкнутом пространстве. Тяжесть и характер повреждений зависят от мощности боеприпасов взрывного действия, типа боевой техники и транспорта, от места нахождения личного со-

252

Глава 7. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЛОМЫ И ВЗРЫВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

Рис. 111. Механизм минно-взрывных травм у военнослужащих,

находящихся внутри и вне бронированной техники при подрыве на противотанковой мине

става (внутри или вне бронетанковой техники) и факта разрушения

бронезащиты (днища). Пострадавшие, находящиеся внутри бронетанковой техники, как правило, получают крайне тяжелые сочетанные повреждения, включающие открытые и закрытые переломы костей, в том числе черепа и позвоночника, закрытые повреждения внутренних органов, в частности ушибы сердца, легких, почек, спинного мозга. Пострадавшие, находящиеся в момент подрыва на броне, чаще имеют единичные, реже множественные переломы костей конечностей и позвоночника (рис. 111).

Для МВР, нанесенных кумулятивными гранатами внутри бронированной техники, характерны отрывы и разрушения конечностей, переломы костей, множественные ранения мягких тканей, в том числе сосудов и нервов, ожоги, ранения внутренних органов, а также массивная кровопотеря и шок.

Взрывные ранения от ручных гранат часто сопровождаются отрывами верхних конечностей на различных уровнях и множественными ранениями верхней части туловища, в том числе проникающими.

При общем сходстве указанных повреждений в морфологии ран и распределении отдельных повреждений имеются существенные различия, обусловленные разным механизмом их возникновения, которые не могут не учитываться в хирургической практике.

Патологическая анатомия взрывных повреждений

Морфологическая картина взрывной травмы весьма разнообразна. Первичные повреждения ударной волной обычно сопровождаются травмами головного и спинного мозга, органов слуха, брюшной полости и груди. В головном мозге в основном повреждаются мелкие сосуды и капилляры, чаще в мягкой и твердой мозговых оболочках, корешках спинного мозга, образованиях экстрапирамидной системы. Эти изменения, как правило, осложняются нарушениями местного кровообращения и

253

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ

циркуляции спинномозговой жидкости, отеком и набуханием мозга, что в свою очередь способствует дистрофическим изменениям нервных ютеток,, волокон и глии. В легких вследствие разрывов межальвеолярных перегородок и повреждения капилляров возникают кровоизлияния от небольших экстравазатов, чередующихся с эмфиземой, до обширных сливных очагов, полной гепатизации доли или даже целого легкого. В ряде наблюдений выявляют артериальную эмболию сосудов головного мозга. В полости живота происходят кровоизлияния в брыжейку и забрюшинную клетчатку, надрывы слизистой оболочки и мышечного слоя желудка и кишечника. Очень часто встречаются кровоизлияния в лобные и верхнечелюстные пазухи, а также разрывы барабанных перепонок. Описанные выше изменения составляют морфологическую картину общего контузионно-коммоционного синдрома.

Вторичные повреждения при МВТ имеют весьма различную локализацию. Они могут быть представлены ушибами, ранами мягких тканей, закрытыми и открытыми переломами костей, сочетанными открытыми и закрытыми, проникающими и непроникающими травмами черепа, груди и живота, осложняться кровотечением, шоком, синдромом длительного сдавления.

Третичные повреждения возникают от метательного действия ударной волны и так же, как вторичные, очень разнообразны. Они напоминают повреждения, получаемые при кататравмах и транспортных авариях.

Патоморфологические нарушения при типичном местном поражении тканей после подрыва на противопехотной мине заключаются в разрушении и отрыве сегмента конечности и наиболее тяжелых дистантных повреждениях тканей на значительном протяжении от зоны первичной раны. С помощью гистоморфологических исследований ряда последовательных сечений установлена убывающая степень тканевых и клеточных нарушений (рис. 112), что позволило выделить три топографоанатомических уровня первичных повреждений конечности: уровень отрыва — зона травматического и коагуляционного некроза; промежуточный уровень между уровнями отрыва и ампутации — зона глубоких некротических и дистрофических процессов (или контузии по Н. Ф. Фомину, 1990) и уровень ампутации — зона микроциркуляторных расстройств (или коммоции тканей по Н. Ф. Фомину). Несмотря на некоторые нарушения методологии в формулировании классических зон повреждений, данная классификация носит прежде всего практический характер. Естественно, что динамика тканевых нарушений — от некроза до микроциркуляторных расстройств — зависит от физических параметров взрывного устройства, положения ноги при воздействии на взрыватель и т. п. Наличие микронарушений на значительном удалении от видимых повреждений в настоящее время доказано стендовыми и другими специальными методами исследований (микроангиография, контактная микроскопия, радиоизотопный и др. — Ю. И. Петенин, Н. Ф. Фомин, В. М. Шаповалов, 1990).

Результаты углубленных исследований механогенеза взрывных повреждений, их патогенеза и патоморфологии лежат в основе классифи-

254