Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги психогигиена и психопрофилактика / _Воробейчик Я.Н., Руководство по аутопсихотерапии.doc
Скачиваний:
238
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
2.51 Mб
Скачать

4.1.3.3. Приемы, способствующие реализации смысла жизни.

Общие особенности. Стимулируют поиск смысла существования, высшей потребности человека или его поддержание, активизацию в тяжелых кризисно-фрустрационных ситуациях.

Главной практической и теоретической базой приемов, способствующих реализации смысла жизни, является метод логотерапии (от греч. logos - смысл), разработанный В. Франклом, выдающимся австрийским психотерапевтом-психологом. В основе логотера-пии лежат следующие положения:

- поиск и реализация смысла своей жизни присущи всем людям;

- в жизни нет ситуаций, лишенных смысла, его всегда можно найти и осуществить;

- человек может вынести любое “как жить”, если он знает, “зачем жить” (Ницше);

- у человека возрастает воля к жизни, если он видит смысл своего существования;

- каждый человек имеет, чаще всего, несколько жизненных целей, реализация их является смыслом его бытия (например, самореализация творческих возможностей, воспитание детей в соответствии со своими представлениями об идеале, достижении престижного положения в обществе и т. д.);

- в нахождении и отыскании смысла жизни помогает человеку совесть, задача которой открыть человеку, “что ему надо” и принять нравственно-обоснованное решение о смысле своего бытия, существования;

- на разных этапах жизни может измениться приоритетность целей, значимость их реализации для решения жизненных проблем.

Основные показания разработаны исходя из научно-обоснованных исследований, доказавших то, что потеря смысла жизни является одной из главных причин возникновения и развития неврозов, алкоголизма, наркомании, депрессии стрессогенного происхождения и суицидных поступков.

Классификация. Логотерапевтические приемы, используемые с аутопсихотерапевти-ческой целью, условно подразделяются на две подгруппы.

А. Приемы, помогающие человеку реализовать свою жизненную цель при возникновении тяжелой психотравмирующей ситуации.

39. Прием “дистанцирования от страданий” (В. Франкл).

ТПИП. Виктор Франкл, психолог-психотерапевт с мировым именем, оказавшись в нацистском концлагере, поддерживал свой жизненный тонус с помощью аутопсихоте-рапевтического приема, основанного на логотерапевтическом воздействии. “Моя ситуация, - вспоминает В. Франкл в работе, посвященной психотерапии в концлагере, представлялась мне безотрадной и безнадежной”. Тогда я представил себе, что я стою на кафедре в большом, красивом, теплом и светлом конференц-зале, соби­раюсь выступить перед заинтересованными слушателями с докладом под названием “Психотерапия в концентра­ционном лагере” и рассказываю как раз о том, что я в дан­ный момент переживаю. С помощью этого приема мне удалось как-то подняться над ситуацией, над настоящим и над страданиями и увидеть их так, как будто они уже в прошлом, а я сам, со всеми моими страданиями, пред­ставляю собой объект научно-психологического исследо­вания, которое я же и предпринимаю”,

40. Логотерапевтический прием мобилизации психофизиологических резервов организма при тяжелых заболеваниях.

ТПИП. Известный французский писатель Жан Ришар Блок в начале Великой Отечественной войны был эвакуирован из Москвы в Казань в безнадежном состоянии с тяжелым двусторонним воспалением легких. Позднее Блок рассказывал: “Я беспрерывно напрягал свою волю и твердил себе: “Нет! Я не умру, я не хочу умереть до по­беды! Нет! Я непременно должен выздороветь! Нет! Я ни за что не соглашусь умереть вдали от Франции! Вот так я и пересилил смерть”.

Б. Приемы, способствующие нахождению нового смысла существования, реализации дополнительно появившихся жизненных задач.

41. Показания - горестные переживания, обусловленные уходом из жизни дорогого и любимого человека.

Для предотвращения опасных последствий глубокой печали и тоски, траурные ритуалы предусматривают не только достойное почтение памяти умершего, но и психотерапевтическую помощь скорбящим.

Законы религии, традиции и обычаи антистрессового характера тесно переплетаются с приемами “утешительно-мобилизующей психотерапии”, созданной народной мудростью. Среди них большое место занимают психотерапевтически обоснованные советы, имеющие логотерапевтическую основу. Выполнение их оказывает психотера-певтическое воздействие на скорбящего в результате того, что уменьшаются горестные переживания при исполнении нравственного долга перед ушедшим близким и любимым человеком.

Чаще всего это выражается в реализации его завещаний, например, заботиться о своем здоровье, чтобы помогать детям или не быть им в тягость, ухаживать за могилами родных, завершить неоконченные им добрые дела и т.д.

Для повышения эффективности психотерапевтической самопомощи рекомендуются и приемы аутопсихотерапии .

42. Логотерапевтический прием, основанный на “принципах рационального самоубеждения”.

Примерный вариант: “Переживаниями (страданиями) положение не исправишь, только вред себе и родным нанесешь”,

Надо примириться с тем, что не зависит от тебя”,

Слезами горю не поможешь (нельзя изменить то, что произошло)”,

Я могу настроиться на оптимистическую волну, преодолеть хандру (во имя…)”.

Мой девиз: “Скорбеть по утраченному - бесполезно” (В. Шекспир). “Надо с достоинством пережить то, что не можешь изменить” (Сенека).

Разумеется, советы человеку, испытывающему острую тоску и печаль, не могут быть стандартными. Они должны учитывать индивидуальные особенности и значимость понесенной им потери.

Следует признать, что нередки случаи, когда выше описанные советы скорбящему не достигают цели. Чаще всего это наблюдается, если смерть родного человека была внезапной или преждевременной. Особенно в тех случаях, когда умерший был единственным стержнем, опорой в жизни, и с его уходом произошло крушение всех жизненных замыслов и планов, наступило тяжелое одиночество.

Опыт психотерапевтов показывает, что в этих трагических ситуациях наиболее целесообразно посоветовать скорбящему сочетать логотерапевтические приемы с приема-ми психотерапевтической самопомощи, способствующими самореализации личностного потенциала.

43. Логотерапевтический прием, основанный на принципах ТТС”.

ТПИП. Ш., врач одесской медсанчасти. Когда ему было 65 лет, на него обрушилось страшное горе, несчастье. В течение полутора лет похоронил жену, младшего брата и сестру, а через год скоропостижно скончался единственный безгранично любимый им сын.

Будучи дежурным хирургом в районной больнице во время того, как он оперировал больную по поводу заворота кишок, внезапно почувствовал сильную боль в области сердца. Но, несмотря на плохое самочувствие, продолжал операцию, которая затянулась на 3,5 часа. Женщину 83-летнего возраста он спас от смерти. Вскоре после окончания операции резко ухудшилось его состояние, возникла острая сосудистая недостаточность (коллапс), обусловленная обширным инфарктом миокарда. Трагическая смерть сына, глубокая скорбь и печаль о нем привели к развитию у Ш. тяжелого депрессивного состояния, сопровождавшегося серьезными нарушениями функций внутренних органов.

Советы друзей и родственников о необходимости продолжать борьбу за жизнь (ради маленькой внучки, нуждающейся в любви и помощи дедушки, для сохранения светлой памяти о сыне и родных) он категорически отвергал, мотивируя бессмысленностью дальнейшего существования.

В этот трагический период его жизни нежданно пришло письмо из Академии наук (Москва), в котором содержалась просьба написать статью о жизни и деятельности его брата, всемирно известного ученого-астрофизика.

Лишь после повторного напоминания он приступил к написанию воспоминаний. Сразу же после их завершения он стал писать мемуары для “семейного архива” - о горячо любимом сыне, родных, друзьях.

Обретение нового смысла жизни помогло доктору Ш. преодолеть последствия тяжелой психотравмы и многие недуги. Умер он в весьма преклонном возрасте.

44. Логотерапевтические приемы, основанные на ”изменении приоритетности жизненных задач”.

Показание - тяжелая хроническая болезнь, вызывающая пессимистический настрой к будущему.

ТПИП. В противотуберкулезном стационаре лечились двое юношей 17 - летнего возраста по поводу туберкулеза легких идентичной формы специфического процесса.

Медикаментозное лечение проводилось по общей схеме антибактериальной терапии, поэтому имелись основания прогнозировать сходные результаты лечения. Вместе с тем, только у одного болезнь протекала благоприятно, лечение было высокоэффективным. Анализ причин различия в результатах терапии показал, что главную роль сыграл психологический фактор. У больных были неодинаковыми установки к реализации смысла жизни. Оба юноши мечтали поступить в военное училище, стать летчиками. Болезнь нарушила эти планы. Виктор примирился с нереальностью своего желания, замысла. Он принял решение осуществить свою вторую мечту - поступить в лесотехническое учебное заведение, пойти по стопам своего старшего брата, лесничего.

По-другому отреагировал Анатолий на невозможность стать летчиком. У него развилось подавленное настроение из-за неправильной установки к возможностям реализации смысла жизни. Способствовали его формированию два “фактора риска”: склонность к полярной оценке жизненных ситуаций по принципу “все или ничего” и узкий круг духовных интересов, породивших ошибочное представление о путях самоактуализации личностного потенциала (без учета реальных возможностей).

44-1. Показание - хронический алкоголизм и другие болезненные пристрастия.

Установлено, что потеря смысла жизни является одной из ведущих причин патологического влечения к спиртному. Имеются данные, свидетельствующие, что свыше 80 % алкоголиков испытывают выраженное ощущение утраты смысла жизни.

Убедительным подтверждением взгляда на значимость формирования смысла существования для лиц, страдающих алкоголизмом, является высокая эффективность метода лечебно-профилактического воздействия, применяемого в сообществе анонимных алкоголиков. Основной компонент такого содействия - дружеская помощь новому члену коллектива в нахождении смысла жизни (см. 7.3.).

В пользу обоснованности мнения о зависимости эффективности терапии (профилактики) алкоголизма от наличия у потаторов конструктивно-позитивной установки к смыслу жизни свидетельствуют и многочисленные клинические наблюдения, в том числе и наши, выполненные над двумя группами алкоголиков. Первая группа проходила лечение в московском антиалкогольном центре, а вторая - реабилитацию на базе одесского “кабинета эстетотерапии и увлекательной трудотерапии”. Значительно лучшие результаты наблюдались нами (Воробейчик Я.Н, Зайцева Л.Н.) у тех, кто с помощью творческого самовыражения не только реализовывал свой творческий потенциал, но и находил новый смысл жизни.

В группу приемов, способствующих самоактуализации личности, входят и психотерапевтические приемы, направленные на повышение чувства любви к себе, являющегося высшей духовной потребностью человека. Применяются они, как правило, не самостоятельно, а в комплексе с приемами, повышающими уровень самоуважения в случаях, когда имеется потребность в применении дополнительных усилий для повышения чувства собственного достоинства.

В аутопсихотерапевтической практике преимущественно используются приемы, стимулирующие чувство любви к себе в виде формул самоубеждения (самоутверждения) в сочетании с образными представлениями, соответствующими их содержанию.

При их составлении нами, как и многими другими психотерапевтами, рекомендуется ориентироваться на представление Г. Селье, согласно которого любовь к себе должна носить альтруистический характер, основываясь на принципе “Заслужи любовь ближнего” (См. 7.1.). При этом в число “ближних” людей следует включать, по убеждению Г. Селье, не только родных, но и тех, кто близок в духовном и интеллектуальном отношении.

45. Прием когнитивного самоутверждения”:

Я осознаю необходимость повышения чувства любви к себе (на альтруистической основе)”,

Я хочу и могу совершенствовать себя: больше проявлять любовь к себе, сохраняя при этом свою неповторимость, уникальность”,

Усиление любви к себе помогает мне преодолевать чувства нелюбви к другим: ненависть, озлобленность, чрезмерную агрессивность (источники стрессового состояния, ухудшения здоровья”).

Мои девизы:

Я горжусь тем, что люблю себя и других людей”,

Любовь (к себе и близким) - лучшее целебное лекарство”, “Заслужи любовь ближнего” (Г. Селье).

Следует отметить, что в последнее десятилетие опубликован ряд работ, свидетельствующих о стремлении их авторов разработать метод психотерапии, состоящий из комплекса приемов, повышающих уровень самоуважения, собственного достоинства и любви к себе. К примеру, монография “Self-esteem therapy”, Steffenhagen R A .1992.