Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брагинский договорное право 3 том.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
2.33 Mб
Скачать
  1. Исполнение обязательств

Наиболее характерной особенностью доверительного управления ценными бумагами является отступление от общего принципа довери­тельного управления имуществом, согласно которому доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочия собственника в отношении имущества, пере­данного в доверительное управление (п. 1 ст. 1020 ГК).

Применительно к доверительному управлению ценными бумагами в ГК используется иной подход к определению правомочий доверительно­го управляющего: согласно ст. 1025 ГК правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в до­говоре доверительного управления. Иными словами, круг правомочий доверительного управляющего ценными бумагами представляет собой существенное условие всякого договора доверительного управления цен­ными бумагами. И если договор не определяет указанные правомочия доверительного управляющего, он должен признаваться незаключенным.

Данное обстоятельство нашло свое выражение и конкретизировано в нормативных актах, регламентирующих отношения по доверительному управлению ценными бумагами. Так, Положение о доверительном управ­лении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги включает в себя отдельный раздел 8 «Ограничения доверительного управ­ляющего», предусматривающий разного рода запреты на совершение цело­го ряда сделок. В частности, доверительный управляющий в процессе ис­полнения своих обязанностей не вправе совершать следующие сделки: приобретать за счет переданных в доверительное управление средств инве­стирования ценные бумаги, находящиеся в собственности самого довери­тельного управляющего или его учредителей; отчуждать находящиеся в доверительном управлении ценные бумаги в свою собственность или в собственность учредителей доверительного управляющего; сделки, в кото­рых доверительный управляющий одновременно выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) другой стороны; сделки по приобре­тению за счет находящихся в его управлении средств ценных бумаг орга­низаций, находящихся в процессе ликвидации; сделки по отчуждению пе­реданных ему в доверительное управление ценных бумаг по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем на 30 ка­лендарных дней; закладывать находящиеся в управлении ценные бумаги в обеспечение исполнения своих обязательств, обязательств своих учредите­лей либо иных третьих лиц; передавать указанные ценные бумаги на хра­нение с определением в качестве распорядителя или получателя депозита третьего лица; передавать находящиеся в его управлении денежные средст­ва во вклады в пользу третьих лиц либо вносить указанные средства на сче­та, распорядителями которых являются третьи лица, и т.д.

Несмотря на широкий спектр запретов на совершение различных сделок, которые могут привести к нарушению прав учредителей дове­рительного управления, нормы о таких запретах, содержащиеся в По­ложении ФКЦБ, нельзя признать корреспондирующими ст. 1025 ГК. Суть расхождения состоит в том, что ст. 1025 ГК исходит из того, что договоры доверительного управления ценными бумагами должны включать в качестве существенного условия (в позитивном смысле) ис­черпывающий перечень правомочий доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами, переданными ему в доверительное управление. Подход, демонстрируемый в Положении ФКЦБ, противо­положный: устанавливаются ограничения доверительного управляюще­го на совершение ряда сделок, а за их рамками управляющий осуществ­ляет любые правомочия собственника.

Кстати, об этом прямо говорится в п. 5.2 Положения ФКЦБ, со­гласно которому в пределах, предусмотренных договором доверитель­ного управления и законодательством, доверительный управляющий, принявший в свое управление ценные бумаги, осуществляет в отноше­нии них все правомочия собственника, в том числе самостоятельно и от своего имени осуществляет все права, удостоверенные находящимися в его владении ценными бумагами (право на получение дивидендов по акциям и дохода по облигациям, личные неимущественные права ак­ционера акционерного общества, право на истребование платежа в по­гашение ценной бумаги и т.д.); самостоятельно и от своего имени осу­ществляет все права в отношении находящихся в его владении ценных бумаг (право на отчуждение, передачу в залог, совершение с ценными бумагами любых иных сделок или фактических действий).

Несколько иной подход к решению вопроса о правомочиях довери­тельного управляющего обнаруживается в Инструкции ЦБ РФ. Общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда банковского управления (ОФБУ), являющиеся приложением № 2 к Инструкции ЦБ РФ, которые, как отмечалось ранее, носят рекоменда­тельный характер и могут использоваться кредитными организациями в качестве либо примерных условий договора доверительного управления, либо для подготовки стандартной формы договора доверительного управления, предлагают сторонам два способа определения правомочий доверительного управляющего в отношении доверенного ему имущества. Во-первых, в текст договора может быть включено условие о том, что доверительный управляющий имеет право совершать любые сделки с имуществом, полученным в доверительное управление, в соответствии с инвестиционной декларацией кредитной организации, за исключением только тех из них, совершение которых будет запрещено договором. Во- вторых, Общие условия допускают, что в договоре доверительного управления правомочия доверительного управляющего могут быть опре­делены путем указания на определенные сделки, которые вправе совер­шать доверительный управляющий, что соответствует ст. 1025 ГК.

Кроме того, в самом тексте Инструкции ЦБ РФ имеется ряд положе­ний, определяющих требования к состоянию ОФБУ в ходе исполнения договора доверительного управления имуществом, которые косвенным образом также ограничивают правомочия доверительного управляющего. Так, предусматривается, что ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, свя­занных между собой отношениями имущественного контроля или пись­менным соглашениемMCCCXCIII. Операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны осуществляться в строгом соответствии с инвестиционной декла­рацией. Активы ОФБУ, представленные ценными бумагами, должны на­ходиться на хранении в собственном депозитарии доверительного управ­ляющего или в других депозитариях (п. 6.14-6.17 Инструкции ЦБ РФ).

В отличие от Положения ФКЦБ в Инструкции ЦБ РФ содержится детальное регулирование отношений, связанных с распределением до­ходов, полученных в ходе доверительного управления, а также с отчет­ностью доверительного управляющего перед учредителями доверитель­ного управления и Банком России. В частности, предусмотрено, что доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсация его расходов на управление ОФБУ делят­ся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управле­ния в имуществе ОФБУ. В этих целях соответствующее подразделение кредитной организации, проводящее доверительные операции, должно составить справку-ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобре­тателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осу­ществляется выплата доходов (п. 6.20 Инструкции ЦБ РФ).

Кредитные организации, осуществляющие доверительное управле­ние имуществом, должны отчитываться перед учредителями довери­тельного управления по форме и в сроки, предусмотренные договором, но, во всяком случае, не реже одного раза в год. В тех случаях, когда объектом доверительного управления является имущество ОФБУ, отчет кредитной организации должен содержать следующую информацию: о размере доли учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ на дату составления отчета; о расходах, понесенных доверительным управляющим в связи с осуществлением управления имуществом ОФБУ, за отчетный период; о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за этот период; о доходах, приходящихся на сертификат долевого участия учредителя управления; о составе портфеля инвести­ций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.

Существенными особенностями отличается исполнение обяза­тельств, вытекающих из договора доверительного управления закреплен­ными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, соз­данных в процессе приватизации. Указом Президента Российской Феде­рации от 9 декабря 1996 г. № 1660 установлено, что доверительный управляющий не имеет права распоряжаться акциями, переданными ему в доверительное управление. Кроме того, осуществляя управление ука­занными акциями, доверительный управляющий обязан согласовывать письменно свое голосование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. К чис­лу вопросов, голосование по которым требует такого согласования, отне­

сены, в частности, вопросы: реорганизации и ликвидации акционерного общества; внесения изменений и дополнений в учредительные документы общества; изменения величины его уставного капитала; совершения крупной сделки от имени акционерного общества; принятия решения об участии акционерного общества в других организациях; эмиссии ценных бумаг акционерного общества; утверждения годовых отчетов.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 7 августа 1997 г. № 989 на доверительного управ­ляющего дополнительно возлагаются обязанности по проведению ме­роприятий, направленных на повышение курсовой стоимости и ликвид­ности акций, а также на ликвидацию и недопущение в дальнейшем воз­никновения задолженности акционерного общества перед бюджетами всех уровней, по выплате заработной платы и иным обязательным пла­тежам. Данным постановлением установлено также, что источником компенсации необходимых расходов, производимых доверительным управляющим при управлении акциями, должны служить дивиденды по этим акциям, а при их недостаточности некомпенсированная часть за­трат относится на убытки доверительного управляющего.

Доверительный управляющий обязан обеспечивать предоставление учредителю доверительного управления отчета о своей деятельности в срок не позднее 15 дней с даты, установленной законодательством для сдачи полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности. Помимо этого, доверительный управляющий должен в 15-дневный срок представлять по запросу учредителя любые документы и сведения о своей деятельно­сти в качестве доверительного управляющего.