Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник по юр.технике.doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Тема 1. Понятие и формы реализации юридической техники

согласованности и системности действующего законодательства на этапе законопроектной деятельности. Однако познавательно-юридический элемент можно рассматривать не обособленно, а считать составляющей другого элемента законотворческой тех­ники — процедурного, представляющего собой процедурную орга­низацию законотворческого процесса, совокупность юридико-технических правил прохождения процесса создания закона от разработки первоначального варианта законопроекта до приня­тия законодательного акта и введения его в действие.

Нормативно-структурный элемент законотворческой техни­ки представляет собой совокупность правил структурирования (структурного членения) и правил законодательной системати­ки, композиционного упорядочения нормативного материала в границах соответствующего законодательного акта. Правила построения системы знаковых символов (использования специ­альных цифровых и буквенных обозначений), образующие так называемый документально-технический элемент законотворче­ской техники, носят вспомогательный характер. Их назначение — повышение уровня правоприменительной адекватности законо­дательного акта. В этой связи данные правила также представля­ется целесообразным рассматривать не обособленно, а в рамках нормативно-структурного элемента законотворческой техники.

Языковой элемент законотворческой техники представляет со­бой совокупность правил изложения текста законодательного акта, требований, предъявляемых к стилю языка закона, а также языково-стилистических запретов, соблюдение которых является необходимым условием качества законодательных актов.

Логический элемент законотворческой техники представляет собой совокупность правил применения законов логики и логи­ческих конструкций в виде аксиом, презумпций и фикций при законодательном конструировании нормативно-правовых пред­писаний.

Таким образом, целесообразно выделять четыре самостоя­тельных элемента законотворческой техники: нормативно-структурный, языковой, логический и процедурный.

«Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда становятся живыми, когда они вопло­щаются в действительности, реализуются в сознательно-волевых

10

С. С. Тихонова. Юридическая техника в уголовном праве

поступках (действиях) людей»". Техника создания индивиду­альных актов (векселей, договоров, доверенностей, заявлений, расписок и т. п.), свидетельствующих о добровольном исполь­зовании прав и исполнении обязанностей, то есть о претворе­нии предписаний нормативно-правовых актов в правомерное поведение субъектов, вследствие чего обеспечивается удовлет­ворение как общественных, так и частных интересов, носит на­звание правореализационной. Что касается правоприменительной, то это — техника осуществления государственно-властной орга­низующей деятельности уполномоченными государственными органами и должностными лицами по разрешению юридических дел. Необходимость в данной деятельности возникает «всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполне­ние предусмотренных законом обязанностей без использования государственно-властных полномочий»12. Правоприменение сле­дует рассматривать не как одну из форм реализации права, а как особый тип его осуществления13. Правоприменение «обеспечи­вает целенаправленное движение правовых отношений, создает дополнительные юридические гарантии для правильной реализа­ции права в правовых жизненных ситуациях»14 за счет включения в правовую систему такого элемента, как властные индивидуаль­ные предписания — акты индивидуального правоприменения (в виде заключений, определений, постановлений, приговоров, распоря­жений, решений и т. д.). Наименование данных актов отражает отсутствие в них закрепления каких-либо общих правил поведе­ния в отношении неопределенного круга лиц, их адресованность конкретным лицам (именно актами индивидуального правопри­менения на основе анализа правовых норм и фактических обстоя­тельств конкретного дела определяется наличие либо отсутствие у третьих лиц субъективных прав и юридических обязанностей) и однократность применения. Неисполнение данных актов вле­чет применение к соответствующим лицам мер государственного принуждения.

11 Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М. Н. Мар­ ченко. - М.: Проспект, 2005. - С. 681.

12 Там же. - С. 686.

13 См.: Кашанина, Т. В. Указ. соч. - С. 396.

14 Лазарев. В. В. Социально-психологические аспекты применения права/ В. В. Лазарев. - Казань, 1982. - С. 17.