Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России - Правовой статус и основы деятельности - учеб. пособие. - Дело, 2006 г..rtf
Скачиваний:
225
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
8.66 Mб
Скачать

Возможность исключения участника из общества

Необходимо отметить, что такого права для участников обществ с ограниченной ответственностью ГК РФ не предусматривал, хотя принятое задолго до ГК РФ Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590) определяло неограниченную возможность исключения участника из общества по решению других участников без всяких судебных процедур. Так что идея наделить участников правом решать вопрос о возможности для участника оставаться в обществе или нет не нова. В этом отношении положения ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", регулирующие механизм исключения участника из общества, вряд ли можно назвать новеллой в законодательстве о хозяйственных обществах.

Однако в редакции ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" это право приобрело новое "звучание".

Во-первых, это право "с условием", т.е. оно может быть реализовано относительно участников общества, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного капитала. Причем основания, которые могут вызвать желание у участников общества воспользоваться своим правом, определены законом. Так, согласно ст. 10 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" реализация этого права может быть направлена против участника, который грубо нарушает свои обязанности или своими действиями (бездействием) делает невозможной или существенно затрудняет деятельность общества.

Здесь необходимо иметь в виду, что согласно подп. "б" п. 17 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 под действиями (бездействием) участника, которые делают невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняют, следует, в частности, понимать систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников, лишающее общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников.

Во-вторых, реализация права на исключение участника из общества не означает обязательного исключения участника, поскольку при решении этого вопроса предусмотрена особая судебная процедура: исключение осуществляется только на основании решения суда.

Согласно п. 4 ст. 23 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" доля участника общества, исключенного из общества, переходит к обществу. Дата такого перехода напрямую связана с моментом вступления в законную силу судебного решения об исключении. При этом общество обязано выплатить исключенному участнику общества действительную стоимость его доли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении, или с согласия исключенного участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

3.3. Общество с дополнительной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью - новый вид хозяйственных обществ, предложенный Гражданским кодексом РФ 1994 г. как самостоятельная организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Хотя вряд ли правильно называть его новой оганизационно-правовой формой юридического лица, поскольку определение, содержащееся в п. 1 ст. 95 ГК РФ, вполне соответствует определению товарищества с ограниченной ответственностью, приведенному в ст. 318 и 319 ГК РСФСР 1922 г. Согласно ст. 95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Для общества с дополнительной ответственностью характерны следующие особенности:

1) к обществу применяются правила, регулирующие порядок организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью;

2) участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

По первой позиции можно отметить, что на основании п. 3 ст. 95 ГК РФ и ч. 2 п. 1 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 правила ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью, а соответственно и положения ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусматривается специальными правилами, установленными для этих обществ. Тем не менее место, отведенное обществу с дополнительной ответственностью в ГК РФ, и ряд положений ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" позволяют сделать вывод о том, что оно рассматривается как самостоятельная, отличная от ООО организационно-правовая форма коммерческой организации. Если то, что касается ссылки на ГК РФ в аргументации по данному вопросу, представляется очевидным, то в отношении норм закона об ООО требуется дополнительное разъяснение. Речь идет о нормах, которые регулируют вопросы реорганизации общества с ограниченной ответственностью.

По смыслу п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование юридического лица есть не что иное, как переход одного вида юридического лица в другой вид, т.е. замена его существующей организационно-правовой формы на новую.

Необходимо отметить, что законодательство внимательно относится к этой форме реорганизации, определяя те организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться то или иное юридическое лицо. Так, п. 1 ст. 68 ГК РФ ограничивает возможность преобразования хозяйственных товариществ и обществ следующим образом: "Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы".

Уточняя эту норму применительно к корпорациям (акционерным обществам, обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью), ГК РФ в п. 2 ст. 104 устанавливает, что акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив; что согласно п. 2 ст. 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью также вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив; учитывая, что к обществам с дополнительной ответственностью согласно п. 3 ст. 95 ГК РФ применяются правила об обществах с ограниченной ответственностью, за исключением положений, регулирующих ответственность участников, общество с дополнительной ответственностью также может преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. Таким образом, законодатель определяет исчерпывающий перечень тех организационно-правовых форм, которые можно использовать при преобразовании общества с ограниченной ответственностью. При этом если речь идет о преобразовании, то с абсолютной очевидностью можно утверждать, что преобразовать можно только в иную самостоятельную организационно-правовую форму.

Вместе с тем п. 1 ст. 56 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", дублируя норму Гражданского кодекса, дополняет ее, допуская преобразование общества с ограниченной ответственностью наряду с предусмотренными ГК РФ организационно-правовыми формами в общество с дополнительной ответственностью.

Таким образом, законодатель в очередной раз подтвердил свою позицию: общество с дополнительной ответственностью является совершенно самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а не разновидностью общества с ограниченной ответственностью.

Но если посмотреть на эту норму под углом зрения п. 3 ст. 95 ГК РФ, т.е. с позиции норм, определяющих вторую особенность общества с дополнительной ответственностью, то нетрудно сделать вывод о возможности преобразования общества с дополнительной ответственностью в общество с ограниченной ответственностью, что дает возможность уходить от первоначально взятой участниками общества на себя дополнительной ответственности.

Нельзя сказать, что это совсем недопустимая процедура. Ст. 68 ГК РФ предусматривает такую возможность для хозяйственных товариществ, но она при этом четко регулирует вопрос ответственности его участников. Согласно п. 2 ст. 68 ГК РФ при преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Однако как действовать в аналогичной ситуации, но с участием вместо товарищества общества с дополнительной ответственностью, законодатель не уточнил.

Кстати, отметим, что законодатель, предусматривающий преобразование товарищества в общество, исключил возможность преобразования общества с ограниченной ответственностью в любой вид хозяйственного товарищества.

Возникает коллизия норм ГК РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Однако напомним, что согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Следовательно, есть основания для сомнений в возможности преобразования общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью.

Кстати, в этом вопросе существует и внутренняя коллизия норм ГК РФ.

Мы уже убедились в том, что общество с дополнительной ответственностью по смыслу Гражданского кодекса является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, хотя по сути это разновидность общества с ограниченной ответственностью, поскольку введение ст. 95 ГК РФ для участников общества с дополнительной ответственностью субсидиарной ответственности по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов сохраняет основной признак общества с ограниченной ответственности - интересы кредиторов обеспечены не полностью, а лишь в части, которая определяется заранее.

В целях усиления гарантий для кредиторов следовало бы приветствовать инициативу участников общества с ограниченной ответственностью по добровольному возложению на себя дополнительной ответственности, но процедура реорганизации всегда связана с необходимостью единогласия всех участников при принятии такого решения.

Для четкой реализации положения о преобразовании общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью необходимо более четкое законодательное регулирование данного вопроса, которое сняло бы существующие противоречия и двусмысленность рассмотренных нами норм.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право