Скачиваний:
779
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
11.56 Mб
Скачать

Корреляции между показателем участия в неформальной занятости

и разного рода неформальными практиками15

Неформальные практики

Работа без трудового договора

Тюмень

Ставрополь

Тула

Доверие работодателям

- 0,069**

Sig.=0,000

----

----

Вера в честность работодателя

- 0,046**

Sig.=0,009

- 0,167**

Sig.=0,000

- 0,005

Sig.=0,891

Обман работодателей

0,147**

Sig.=0,000

0,026

Sig.=0,457

0,072

Sig.=0,055

Использование рабочего времени в личных целях

0,209**

Sig.=0,000

0,376**

Sig.=0,000

0,111**

Sig.=0,003

Использование казенного имущества

0,208**

Sig.=0,000

0,299**

Sig.=0,000

0,121**

Sig.=0,001

Вынос с работы мелких вещей

0,224**

Sig.=0,000

0,288**

Sig.=0,000

0,136**

Sig.=0,000

Вынос с работы крупных вещей

0,265**

Sig.=0,000

0,265**

Sig.=0,000

0,113**

Sig.=0,004

Выплата зарплаты из «черной кассы»

0,442**

Sig.=0,000

0,330**

Sig.=0,000

0,544**

Sig.=0,000

Использование связей для трудоустройства

0,213**

Sig.=0,000

0,248**

Sig.=0,000

0,254**

Sig.=0,000

Использование служебного положения для помощи знакомым в трудоустройстве

0,169**

Sig.=0,000

0,285**

Sig.=0,000

0,212**

Sig.=0,000

Удовлетворенность работой

0,063**

Sig.=0,000

----

----

Каково же соотношение формальной и неформальной составляющих в контрактных отношениях работника и работодателя? Согласно исследованию, осуществленному институтом социологии РАН, Карлтонским университетом и УКГФ, неформальность в трудовых отношениях определенно лидирует. Она преобладает над формально установленными правилами и проявляется во всех сферах трудовой деятельности16. К подобному выводу склоняются и другие исследователи неформальных отношений в современной России. При этом чаще всего неформальные практики рассматриваются не как возникшие дисфункции переходного процесса, а как некий конструктивный социальный механизм, в большей мере способствующий распространению рыночных отношений на рынке труда. В подтверждение можно привести цитату: «Можно заключить, что неформальность является одним из основных двигателей социальных перемен в России. Она представляет собой одну из новых форм реструктуризации общества – по логике неформальных межличностных связей, гибкости социальных ролей и статусов, эластичности норм»17. При этом неформальные практики, с одной стороны, помогая приспособиться, адаптироваться к новым экономическим условиям, с другой, усиливают дестабилизацию в обществе, не позволяя укрепиться новой рыночной системе.

Абдалова Ю.П.

(Тюменский Государственный

Нефтегазовый Университет)

Социальный механизм развития неформальной экономики на примере Тюменской области

Эта статья посвящена так называемой неформальной или «эксполярной» (она же «серая», «вторая», «маргинальная» и т.д.) экономике и рассмотрению опыта исследования особенностей, присущих российскому региону, а именно Тюменской области. Сложность и неоднозначность характеристик этого явления соответствует многообразию определений которыми наука пытается зафиксировать данное понятие. Для России данную тему трудно исчерпать, так как жизнь огромного большинства людей здесь невозможно понять, если не принимать во внимание их деятельность в неформальной экономике, тем не менее мы знаем о ней удивительно мало. Двойственность понимания сущности данного явления и методологии его изучения присутствует во всех странах, где оно исследовалось. Чтобы изучить современное положение дел в этой области, необходимо рассматривать социальный механизм развития неформальной экономики.

Влияние человеческого фактора на развитие экономики и влияние экономики на активность социальных групп дают в целом представление о той социально-экономической системе, внутри которой реализуются связи экономики и общества. Эта система является социальным механизмом развития неформальной экономики.

Уточним понятие социального механизма. Итак, под социальным механизмом развития неформальных отношений понимается устойчивая система экономического поведения социальных групп в неформальной сфере, а также взаимодействие их друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг; систему, регулируемую, с одной стороны, социальными институтами данного общества (такими, как семья, культура, религия, идеология), а с другой – социально-экономическим положением и сознанием самих этих групп и при этом выходящую за рамки официально регистрируемой деятельности, и/или нарушающую официально действующие нормы общества в данной сфере, или находящуюся за пределами официально регламентируемой деятельности.

В состав социального механизма входят два типа элементов: во-первых, унаследованные от советской эпохи; во-вторых, новые, возникшие в процессе реформирования советской экономики. Это означает, что экономические реформы в России осуществлялись внутри сохраняющегося исторически сложившегося общества, старой культурной среды.

Л. Беляева, исследуя возрастные когорты в период институциональных изменений в России, показывает, что «ни одна возрастная группа не осталась индифферентна в период общественных трансформаций» [2]. Эмпирическое исследование, проведенное в 1990 г., показало, что основная масса людей осуждала теневые отношения, которые ассоциировались с деятельностью новых экономических субъектов –кооперативов, арендных предприятий и пр. Через восемь лет, по данным Л. Беляевой, восприятие рыночных отношений изменилось и приобрело черты возрастной и статусной дифференциации – в зависимости от адаптации к новым правилам игры. Исследование 1998 г. показало, что рынок перестал ассоциироваться только с теневыми отношениями, однако при этом произошло разрушение правосознания населения. Правопослушное сознание в большей степени сохранилось только в старших возрастных группах, остальные возрастные когорты отличаются массовым отрицанием официально устанавливаемых норм поведения.

Неформальные отношения не просто широко распространены в обществе – сегодня идет активный процесс их институционализации, т.е. превращения в устойчивый, постоянно воспроизводящийся феномен. Они становятся нормой поведения акторов разных уровней. Фактически неформальные отношения приводят к трансформации экономической культуры российского общества.

Таким образом, актуальным является рассмотрение экономической культура общества в системе неформальной экономике.

В мае-июле 2004 г. в Тюмени и Тюменской области исследовательской группой под руководством проф. В.А. Давыденко и проф. Г.Ф. Ромашкиной были проведены эмпирические исследования1по программе «Экономическое поведение россиян и неформальная экономика». Мониторинг проводился и в других регионах – в г. Ставрополе и г. Туле. На условиях взаимного обмена нам были предоставлены данные по массовым опросам, руководитель – Ю.В. Латов (ИС РАН – 2004 г.).Все выборки репрезентативны2.

Поскольку неформальность рассматривается как культурная традиция, содержащая свои способы определения реальности, обыденную философию, рассмотрим, какие ценности и нормы в большей степени разделяют участники неформальной экономики.

Различия в ценностных ориентациях населения регионов России можно объяснить как cточки зрения геоклиматических, конфессиональных, этнических, цивилизационных концепций развития, так и в контексте современной экономической, социальной и политической ситуации.

Для изучения представления жителей о том, при каких условиях можно добиться успеха, респондентам предлагалось закончить предложение: «В России чтобы достичь успеха в бизнесе, нужно…», где были приведены возможные варианты ответов. Жители городов Тюмени и Тулы отвечают на вопросы практически одинаково. Можно сказать, что нет принципиальных расхождений между этими регионами по отношению к качествам, необходимым для занятия бизнесом (см. табл. 1).

Таблица 1