Скачиваний:
779
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
11.56 Mб
Скачать

5. Социально-трудовые проблемы неформально занятых

В Резолюции очерчен круг экономических и социальных проблем, порожденных характером занятости в неформальной экономике, с которыми сталкиваются работники в сфере труда и в обществе в целом. Отмечается, что «характер­ной особенностью работников и экономических объектов неформальной эко­номики в целом является бедность, ведущая к бессилию, социальной изоля­ции и уязвимости». Важными проблемами занятых в неформальной экономике в Резолюции названы также следующие: «Большинство работников и экономических объектов в не­формальной экономике лишены имущественных прав, доступа как к капиталам, так и к кредитам. Они сталкиваются с трудностями при дос­тупе к правовым и судебным системам для обеспечения соблюдения контрак­тов и практически не имеют доступа к государственной инфраструктуре и пособиям. Они уязвимы перед преследованиями, включая сексуальные домо­гательства, и перед другими формами эксплуатации и злоупотреблений, включая коррупцию и взяточничество» (п.11).

Как видим, проблем, с которыми сталкиваются работники не­формальной экономики очень много, однако бедность и социальная изоля­ция (эксклюзия) выделены Резолюцией МОТ в качестве основных проблем работников этой сферы занятости.

В России при обсуждении вопросов неформальной/теневой экономики в большей мере принято рассуждать о «грязных деньгах», которые крутятся в этой сфере, чем о бедности занятых в ней работников. Однако наше исследование, основанное на методах корреляционного анализа и направленное на изучения тесноты связи между уровнем неформальной занятости (зависимая переменная) и уровнем жизни (независимая переменная) в 79 российских регионах доказало, что между этими показателями существует достаточно тесная обратная связь (-0,274). Основная гипотеза исследования полностью подтвердилась: «чем ниже уровень жизни и экономического развития региона, тем меньше возможностей у жителей региона найти хорошо оплачиваемую работу в реальном секторе экономики и тем, при прочих равных условиях, выше уровень неформальной занятости населения».14 Таким образом, проблемы взаимосвязи бедности и занятости в неформальной экономике, о которых идет речь в Резолюции МОТ, для России также актуальны, как и для других стран мирового сообщества.

Наиболее распространенной в России формой нарушения трудовых прав наемных работников в сфере неформальной экономики является устный найм, без письменного трудового договора. При этом, как показывают наши исследования и выводы других авторов, в подавляющем большинстве случаев (62-67%) инициатива не оформлять письменным договором трудовые отношения исходила от работодателей, а наемные работники были вынуждены с этим соглашаться.15Из нелегального характера найма проистекает большинство других социально-трудовых проблем наемных работников, которые ставят их «за грань прав и законов»:

  • невозможность обращаться в суд в случае нарушения прав и трудовых споров и работодателем;

  • отсутствие социального страхования и невозможность иметь оплачиваемый больничный лист или декретный отпуск, а также пенсионное обеспечение по старости;

  • невозможность или ограниченная возможность обращаться за помощью и содействием в госучреждения (службу занятости и социальной защиты, медицинские и финансовые учреждения);

  • отсутствие доступа к кредитам;

  • отсутствие защиты от безработицы;

Описанные выше проблемы создают для неформально занятых наемных работников ситуацию социальной эксклюзии, понимаемой в контексте данной статьи как «лишение гражданина возможности реализовать свои экономические и социальные права».16 Следовательно, проблемы социальной изоля­ции (эксклюзии), выделенные в Резолюции МОТ в число наиболее острых проблем работников, занятых в неформальной экономике, являются злободневными также и в российском контексте.

Наемные работники российского неформального рынка труда, среди которых преобладают женщины, в полной мере испытывают на себе «уязвимость перед преследованиями, включая сексуальные домо­гательства, и перед другими формами эксплуатации и злоупотреблений», о которых говориться в Резолюции МОТ. В сфере неформальной экономики часто не соблюдаются личные и гражданские права женщин, такие как право на уважение человеческого достоинства и свободу от насилия. Из интервью с работницами и работодателями известно, что в сфере торговли хозяева нередко считают, что покупают не только рабочее время продавщиц, но и их тела.17 Например, в программе посвященной ныне закрытому рынку в «Лужниках» прошедшей на ОРТ в 2003 г., было показано, что в 1990-х годах там существовала услуга – «проститутка в контейнере». То есть в тех же контейнерах, где продавались товары, хозяева продавали и сексуальные услуги своих наемных работниц.

В связи с важностью данной темы, в ходе проведенного нами исследования в 2002-2003 гг. была выдвинута гипотеза, что в условиях отсутствия законов, одним из механизмов управления в сфере неформальной экономики является насилие или угроза насилием. Для ее проверки в анкету для массового опроса неформально занятых был включен вопрос «Как Вы считаете, вам приходится на работе сталкиваться с давлением, насилием или угрозами?». Работники, которые на вопрос анкеты о насилии на работе ответил положительно, или не отрицали, что в сфере неформальной экономики оно существует – составлили большинство – 64,1%. Прежде всего, это вероятно свидетельствует о высокой степени криминализированности российской неформальной экономики, что неоднократно подтверждалось не только в интервью в ходе нашего исследования, но также данными исследований других авторов18.