Скачиваний:
779
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
11.56 Mб
Скачать

Опыт работы без трудового договора в зависимости от занимаемой на рынке труда позиции

Работали

без трудового

договора

Процент работающих без трудового договора

Работо-датель

Работник с высшим обр

Работник без высшего обр

Нерабо-тающий

Никогда

Очень редко

Время от времени

Часто

Постоянно

42

25

20

9

3

62

16

12

6

3

56

19

14

8

3

55

15

18

8

3

Уже из таблицы видно, что работодатели несколько чаще оказывались ранее неформально занятыми на рынке труда, чем наемные работники, что формирует стандарт неформальных взаимоотношений работодатель – работник. К этому же выводу подводят и результаты статистических тестов.

На втором месте по частоте неформальной занятости находятся, как можно было бы ожидать, официально неработающие. Из них 89% это люди старше 55 и младше 25 лет, т.е. студенты и пенсионеры.

Интересно, что у наемных работников (и с высшим и без высшего образования) с неформальной занятостью среднемесячный доход выше, чем у тех, кто опыта неформальной занятости не имеет. Для работодателей и официально неработающих подобной зависимости не существует. Скорее всего, это связано с тем, что наемные работники соглашаются на неоформленную занятость, получая компенсирующую выгоду. В этом случае субъективно оцениваемая величина выгоды тем выше, чем дальше человеку до пенсии. А для работодателей неформальная занятость – это лишь способ преодолеть организационную неэффективность, период работы без трудового договора и официального оформления - это только начальный этап становления бизнеса. Возможно именно поэтому у предпринимателей с неформальной занятостью среднемесячный доход ниже. По мере развития бизнеса они стремятся упорядочить и регламентировать свою деятельность, по возможности избегая неформальной занятости.

Считается, что одной из причин распространения неформальной занятости является потребность в заработках, т.е. люди нуждаются в деньгах, а сокрытие занятости позволяет уйти от налогов и тем самым увеличить заработок. Но анализ ответов респондентов на ряд вопросов показал, что неформальная занятость объясняется не только стремлением к более высоким заработкам, сколько более низкой ценностью в глазах респондентов будущих социальных гарантий.

Таким образом, если рассматривать неформальную занятость как способ адаптации к новым экономическим условиям, то вполне возможно, что это как раз связано с более широким вовлечением в неформальные практики. Исследование подтвердило, что собственно размер заработной платы весьма слабо связан с теми механизмами, которые «выталкивают» людей за пределы официального (формального) рынка труда. Попробуем, насколько возможно, прояснить эти механизмы.

Прежде всего о том, как респонденты оценивают неформальную занятость. Более 15% респондентов считают неформальную занятость вполне допустимой, 61% скорее не допустимой, остальные затруднились с оценкой, отметив, что она в одинаковой степени и допустима и нет. Оценки допустимости согласия на работу без трудового договора и предложения работы без трудового договора оказались достаточно близки. На уровне максимальной значимости (Sig. < 0,001)7коэффициент корреляции составил 0,7, что свидетельствует о сильной связи между этими показателями. То, что работодатели предлагают работу без заключения контракта, респонденты оценивают лишь чуть менее допустимым, чем согласие на такие условия. Это свидетельствует о том, что ответственность за неоформление соответствующим образом факта трудоустройства ложится в примерно в равной мере и на работодателя и на наемного работника.

Большинство респондентов Тюмени (44%) считают, что ситуация, когда люди не оформляют свои трудовые отношения, происходит часто. Четверть респондентов полагают, что такое случается время от времени. Лишь 7% отметили, что такого не происходит никогда.

Сравнив эти показатели, можно увидеть, что реально такое явление как неформальная занятость происходит значительно реже, чем представляется респондентам. Для сравнения: лишь 7% опрошенных жителей Тюмени считают, что люди никогда не работают без трудового договора, в то время как на самом деле никогда не участвовало в неформальной занятости более половины (56%). В то же время наблюдается некоторая взаимосвязь между этими оценками, т.е. если люди сами имели некоторый опыт работы без трудового оформления, то они воспринимают неформальную занятость как более допустимое явление и склонны считать, что неформальная занятость распространена более широко. Например, если человек сам регулярно работает без оформления трудовых отношений с работодателем, то вероятность того, что он считает неформальную занятость вполне допустимой в три раза (точнее в 3,37 раза) выше, чем если бы он не имел опыта неформальной занятости. Соответственно вероятность того, что он отметит недопустимость неформальной занятости, почти в два раза (1,82 раза) ниже. Верна и обратная взаимосвязь. Респонденты, считающие неформальную занятость не допустимой, в 3,38 раза реже работают без трудового договора, чем одобряющие ее, и почти в полтора раза чаще отмечают, что люди никогда не работают без трудового договора (т.е. отрицают неформальную занятость). Тот, кто сам часто работает на условиях неформальной занятости, в 1,66 раз более склонен считать, что так поступают многие. На рисунке 2 представлены корреляции этих показателей.

0,3

0,2

0,2

Рис. 3. Корреляция показателей участия, допустимости и представлений о распространении неформальной занятости

Таким образом, высокие оценки допустимости и степени распространения создают базу для распространения неформальной занятости. Отсутствие трудового договора воспринимается населением не как правовое нарушение, а как обыденная практика (практика, возможно, не слишком желательная для работника, но, в общем-то, привычная). Стираются границы между формальной и неформальной занятостью. Формальное трудоустройство все более наполняется неформальным содержанием. Рассмотрим некоторые из неформальных практик, распространенных на рынке труда.

Прежде всего, выход на рынок труда и установление отношений "работодатель-работник" начинается с процесса поиска работы. Зачастую уже на этом этапе присутствует неформальная компонента взаимоотношений. Неоднократно отмечалось, что для получения хорошей высокооплачиваемой работы помимо знаний и квалификации очень важны личные связи и рекомендации. Как свидетельствуют данные опроса, почти 60 % респондентов в г. Тюмени хотя бы изредка использовали знакомства для устройства на работу, а две трети опрошенных сами помогали устроится на работу своему родственнику или знакомому.

Соотношение показателя опыта неформальной занятости и трудоустройства «по знакомству» представлено в таблице 1. Из данных таблицы видно, что связи активно используются и при официальном и при неофициальном нерегистрируемом трудоустройстве, но они становятся более значимыми при частой неформальной занятости, поскольку при этом резко возрастает риск несоблюдения работодателем и работником своих обязательств, и единственным гарантом в этой ситуации выступают рекомендации знакомых.

Таблица 2