Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 2013.docx
Скачиваний:
88
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
669.43 Кб
Скачать

Признаки оксидативного стресса при экспериментальной надпочечниковой недостаточности

Молчанова Н.С. (2 курс, леч. ф-т), Лукьянова К.О. (2 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра биологической химии

Научный руководитель – к.м.н. ст. преп. Синицкий А.И.

Введение. Известно, что развитие «болезней адаптации» связано с перепроизводством ГКС в результате нарушения регуляции ГГАС по «длинной петле отрицательной обратной связи». Однако имеются данные, в которых акцентируется внимание на сниженном уровне кортикостероидов при патологии стрессорного характера. В настоящее время этот доказано в случаях разнообразных заболеваний. Вполне возможно, что на фоне сниженного уровня ГКС в органах и тканях усиливаются процессы СРО, что, вероятно, способствует развитию повреждений.

Цель исследования: выявление признаков оксидативного стресса при гипокортицизме.

Материалы и методы: эксперимент проведен на 22 беспородных лабораторных животных (крысы). В ходе исследования животные были разделены на две группы: опытная, которой подкожно был введен экзогенный ГКС (триамцинолона ацетонид в дозе 2 мг/кг), и контрольная (0,9% NaCl). Через 96 [И.А. Волчегорский и соавт., 2000] часов после введения препарата животные умерщвлялись под эфирным наркозом, и производилось взятие биологического материала: кровь, печень, надпочечники. Концентрацию кортикостерона в сыворотке крови оценивали флюорометрическим микрометодом. Определение содержания продуктов ПОЛ производилось с использованием метода И.А. Волчегорского и соавт. [И.А. Волчегорский и соавт., 1989], а определение уровня ОМБ – по методу Е.Е. Дубининой [Е.Е. Дубинина и соавт., 1995].

Результаты исследования. В норме кора надпочечников вырабатывает кортикостероиды. При введении крысам триамцинолона ацетонида наблюдаются следующие изменения. Масса надпочечников уменьшилась в 2 раза, а концентрация кортикостерона в надпочечниках уменьшилась более чем в 5 раз. Это, очевидно, является следствием гипокортицизма, вызванного экзогенным ГКС. По этой причине концентрация кортикостерона в крови также уменьшается.

При введении экзогенного ГКС наблюдались признаки оксидативного стресса, что проявилось увеличением уровня ОМБ при одновременном снижении содержания продуктов ПОЛ в плазме крови. За ограничение СРО липидов и белков отвечают различные группы антиоксидантов. Поэтому мы склонны считать, что данное явление может быть связано с изменением активности липофильных или водорастворимых антиоксидантов. Кроме того, известно, что белки и липиды, как объекты СРО, «конкурируют» за активные формы кислорода. Поэтому чаще всего наблюдаются именно разнонаправленные изменения этих процессов. Следовательно, основным проявлением оксидативного стресса при гипокортицизме, вызванным введением экзогенного ГКС, является ОМБ. Согласно имеющимся в литературе данным [Е.Е. Дубинина и соавт., 2006], увеличение содержания динитрофенилгидразонов свидетельствует об одновременном усилении фрагментации и конъюгации белковых молекул.

Выводы.

1. Введение триамцинолона ацетонида вызывает надпочечниковую недостаточность.

2. Введение экзогенного ГКС сопровождается усилением ОМБ плазмы крови.

Список использованных сокращений

ГГАС – гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная система

СРО – свободно-радикальное окисление

ГКС - глюкокортикостероид

ПОЛ – перекисное окисление липидов

ОМБ – окислительная модификация белков