Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.docx
Скачиваний:
86
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
680.19 Кб
Скачать

3. О лирических пейзажах к. Паустовского

Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать, как Паустовский», – признавался М. Пришвин.

В свою очередь у К. Паустовского встречаем такое откровение:

«Я долго наблюдал за Пришвиным издали. Боялся встретиться с ним. С этим знахарем и мудрецом. От него как бы пахло талой водой и лесной прелью».

Пейзаж у К. Паустовского, как и у М. Пришвина, часто оказывается в центре художественного полотна. Однако он у Паустовского акварельнее, лиричнее и, пожалуй, минорнее, чем у Пришвина.

Как и у Пришвина, творческая эволюция Паустовского знает два довольно резко отличающихся друг от друга периода.

В ранний период (20-е – первая половина 30-х гг.) писатель основные силы вкладывал в разработанный им самим жанр познавательного детектива, сочетавшего в себе очерково-познавательное и авантюрно-приключенческое начала. Его увлекала романтика преобразования природы. Повесть «Кара-Бугаз» была посвящена борьбе с пустыней, а повесть «Колхида» – борьбе с болотами.

Со второй половины 30-х гг., когда появятся «Мещерская сторона», «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Ильинский омут» и писатель обратится к среднерусской природе, читатель узнает другого Паустовского. Паустовского, близкого по темам, образам и настроению картинам Левитана, прозе Бунина, музыке Чайковского.

«Отчего это? – задавался вопросом Чайковский. – Отчего простой русский пейзаж, бывало, приводил меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви. От тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, скромная церквушка...?»

ЗВУКОРЯД: ЗВУКОЗАПИСЬ «ВРЕМЕН ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО.

У Н. Заболоцкого есть такие строки:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чашей леса Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду.

И как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Когда Пришвин прочитал «Мещерскую сторону», он написал в письме Паустовскому:

«Сумасшедший вы человек! Разве можно такие книги печатать?! Ведь через 10-15 лет от вашей Мещеры ничего не останется – все затопчут и разнесут туристы...»

Красота пейзажей Паустовского не ошеломляющая и опьяняющая – это застенчивая красота. Лишенная всего резкого, ударного, ослепительного, внешне занимательного.

В скромном очаровании перед нами предстают бледное небо, глядящее в глубины чистой воды, стыдливая ромашка, журавль, обеспокоенный дымом костра. Мы ощущаем осторожное перепархиванье птиц, дрожь осиновых листьев, грибную прель, холодные белые грибы...

И в то же время во всем этом разлито какое-то сдержанное ликованье! Ликование и восхищение, которым чужды «захлеб», примитивный нутряной азарт. Писатель сдержан в проявлении эмоций. Его пейзажи называют «светильниками, ограненными интеллектуальной сдержанностью чувств».

«... Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается безмолвие оды, зарослей вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увяданья. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье».

«Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой...

Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира и вместе с тем странное желание: если уж суждено умереть, то только здесь, на слабом солнечном припеке, среди этой высокой травы...»

«Неужели мы должны любить нашу землю только за то, что она богата, что она дает обильный урожай!?»

«Самое большое, простое и бесхитростное счастье – счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда».

«Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думаю, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека».

«Прекрасный ландшафт есть дело огромной государственной важности. Он должен охраняться законом».

ВИДЕОРЯД: РЕПРОДУКЦИИ ПЕЙЗАЖЕЙ И. ЛЕВИТАНА, Б. МУСАТОВА И ДРУГИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов В.И. Русская литература ХХ века: Персоналии и проблемы. Курс лекций в конспективном изложении / В.И. Анисимов. – Мозырь: УО МГПУ имени И.П. Шамякина, 2008. - 231 с.

  2. Русская литература XX века: Учеб. метод, пособие: В 2-х ч. / Авт.-сост.: А.Ф. Калашникова, Л.И. Бобринева и др. - Мн., 2002.

  3. Буслакова Т.П. Русская литература XX века / Буслакова Т.П.. - М., 2001.