Скачиваний:
37
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.79 Mб
Скачать

История

Как указано выше, ПО не является новым понятием. Очевидно, его применение восходит к началу истории. Один из самых ранних примеров психологической войны, известных сегодня, записан в сочинениях Геродота, греческого историка, который описывал войну греков с персами. Фемистокл, греческий лидер, пытаясь отделить ионийских и карийских союзников Персии от персидского военного флота, взял несколько своих самых быстрых кораблей и, опережая персидский флот, промчался вдоль берега, причаливая к местам, где суда набирали пресную воду. В каждом таком месте он вырезал на скалах надписи. Эти надписи призывали ионийцев “не воевать против своих собственных отцов”, а перейти на сторону греков. “Если вы не можете сделать это, то мы умоляем вас остаться в стороне от схватки и убедить карийцев сделать то же самое. Если вы не можете сделать ни то, ни другое, и вы принуждаемы от попытки дезертирства силой, слишком большой для того чтобы ей сопротивляться, то по крайней мере, когда мы вступим в бой, сражайтесь неохотно...” Геродот описывает эту акцию Фемистокла как рассчитанную на два варианта: или Ксеркс (царь персов) не обнаружит эти надписи, и “в этом случае они могут привести ионийцев на сторону греков; или Ксерксу доложат об этих надписях, и они послужат основанием для обвинений против ионийцев, которые таким образом потеряют доверие и не будут допущены к морским сражениям.”

Простые призывы к “попытке дезертирства” и “сражаться неохотно” сегодня применяются в психологической войне как попытки ослабить волю к сопротивлению и внести разлад в войска неприятеля.

Христианская Библия упоминает успешное использование факелов, ламп и шума Гидеоном в битве против миддианитов, около 1245 г. до н.э., чтобы посеять панику среди врагов, создавая иллюзию своего численного превосходства, в то время как истиной было обратное.

Римский император Нерон пытался подорвать рост христианства рассчитанным распространением слухов, а Чингисхан облегчал завоевательный порыв своей армии распространением слухов о преувеличенной силе и жестокости своих войск: ”как саранча, бесчисленны, питаются волками, медведями и собаками”.

Первая известная попытка описания ПО относится к 5 веку до н.э., когда Сунь Цзу, китайский военный стратег, подчеркивал значение разрушения вражеской воли к борьбе путем неожиданностей, шума, убийств и слухов об изменах в руководстве.

Соединенные Штаты использовали психологические технологии для усиления своей политики в течение всей своей истории. Декларация независимости была и остается блестящим и эффективным инструментом пропаганды, оправдывающим революцию. В военных операциях Революционной войны колонисты прибегали к технике психологической войны против британцев. Революционеры распространяли возле Банкер Хилла военные листовки, подчеркивающие классовые различия между офицерами и наемными людьми. Пропагандистские призывы к немецким наемникам, воевавшим на стороне короля Георга, были подготовлены Бенджамином Франклином и Томасом Джефферсоном по предложению генерала Вашингтона.

Во время гражданской войны Федеральное правительство посылало своих агентов за границу с просьбами о поддержке своего дела. Такая просьба, адресованная в Англию, была подкреплена морским грузом продовольствия для смягчения страданий безработных текстильных рабочих Лондона. Подобно Декларации независимости, “Прокламация освобождения” Авраама Линкольна была провозглашена в рассчитанный момент, чтобы произвести наибольшее возможное воздействие на конкретные избранные аудитории.

Увеличение использования ПО было очевидным во время двух мировых войн и корейской войны. Манифест Вудро Вильсона из четырнадцати пунктов был мощным инструментом пропаганды для союзников в заключительные дни войны. В начале войны союзники и Центральные Власти концентрировали свои пропагандистские усилия на том, чтобы привлечь к себе новых друзей и удержать нейтральные страны от присоединения к врагу. В окопах американские экспедиционные силы фокусировали свои действия на военной пропаганде, придававшей особое значение обеспечению продовольствием голодных людей.

Период после первой мировой войны дал новый импульс пропаганде как эффективному инструменту для достижения определенных национальных и интернациональных целей. Ленин и Гитлер использовали пропаганду для достижения и укрепления своих позиций дома и затем на международной арене. Они дали современный облик этому оружию, чтобы оправдать их схемы агрессии, включая свержение других правительств. И они же использовали новые методы и технику, порожденные развивающимися общественными науками, и соединили их с ускоренным развитием всех средств коммуникации, чтобы дать этому оружию грозную силу.

Для Соединенных Штатов вторая мировая война принесла некоторое улучшение в организации, отборе персонала и операций пропаганды как дополнений к внешней политике и военным акциям. С началом военных действий слабые попытки американской пропаганды были сконцентрированы в ведомстве координатора межамериканских связей (CIAA) и ведомстве координатора информации (OCI). В начале 1942 г. они были объединены и заменены ведомством военной информации (OWI) и ведомством стратегической службы (OSS), отвечавшими за открытые и тайные ПО соответственно.

Нужды военной пропаганды породили секцию психологической войны в главной штаб-квартире американского экспедиционного корпуса (SHAEF). Миссией этого ведомства было: вести психологическую войну против врага; использовать различные средства психологической войны для поддержки духа дружественных наций, оккупированных врагом, и для побуждения народов этих стран уступать желаниям верховного командования; проводить “консолидирующие” пропагандистские операции в освобожденных дружественных странах; контролировать информационные службы в оккупированной союзниками части Германии.

Во время Корейской войны психологическая война отражала некоторые улучшения по сравнению с деятельностью во время второй мировой войны, в частности, в тактических операциях.

Большая часть ПО Соединенных Штатов со времени второй мировой войны была сосредоточена в руках Государственного Департамента, и, соответственно, Информационного агентства Соединенных Штатов (USIA), которое включает радиовещательную операцию Голоса Америки. (Политический контроль остается за Государственным Департаментом.) В 1948 г. акт Смита-Мундта определил информационную и культурную программу Соединенных Штатов в мирное время. Этот акт и сегодня остается базовым законодательством для американской информационной программы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]