Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы ГП часть 1.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
17.05.2018
Размер:
426.31 Кб
Скачать
  1. Недействительность сделок с пороками воли.

Сделки с пороками воли делятся на следующие группы:

  1. сделки, совершённые без внутренней воли;

  2. сделки, в которых воля субъекта деформирована, сформирована неправильно под влиянием внешних обстоятельств.

Без внутренней воли совершаются:

  1. сделки, совершённые под влиянием насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной; сделки, совершённые гражданами, не способными понимать значение своих действий и руководить ими;

  2. сделки, совершённые под влиянием заблуждения.

Первый состав – сделки граждан, которые в момент их совершения не отдавали отчёт в своих действиях или не руководили ими (сделки невменяемых).

Иск о признании такой сделки недействительной может предъявить сам гражданин, либо лицо, чьи права и законные интересы были нарушены такой сделкой (напр., члены семьи и нетрудоспособные иждивенцы). Для признания такой сделки недействительной значение имеет сам момент совершения такой сделки. Необходимо установить неадекватность (невменяемость) состояния гражданина именно до момента или в сам момент совершения такой сделки.

В судебной практике выделяют следующие факторы, которые обусловливают данное состояние гражданина:

  1. алкогольное объединение, равно наркотическое или токсикологическое опьянение; нетипичная реакция на алкоголь;

  2. психическое заболевание, психическое расстройство, нервное потрясение и т.д.

Не отдаёт отчёт – это отсутствие интеллектуального фактора; не руководит – отсутствие волевого фактора. Если эти обстоятельства в суде установлены, суд может признать такую сделку недействительной.

Последствием является двусторонняя реституция, при этом, если будет доказано, что другой участник знал или должен был знать о невменяемости другого участника, то он обязан будет возместить убытки в виде реального ущерба.

Второй состав – это сделки, совершённые под влиянием заблуждения. Они также являются оспоримыми и иск предъявляется участником сделки. Предусмотрен ст.178 ГК.

Заблуждение, которое является основанием для признания такой сделки недействительной, должно быть существенно. При этом существенным оно будет в том случае, если заблуждающийся участник сделки заблуждается относительно правовой природы этой сделки, либо относительно таких качеств её предмета, которые значительно снижают возможность его использования по назначению.

Существенное заблуждение должно касаться основных элементов сделки, и последствия такого заблуждения либо неустранимы, либо их устранение будет связано для заблуждающейся стороны со значительными затратами средств и времени. Заблуждение относительно природы сделки имеет место в тех случаях, когда заблуждающаяся сторона неправильно оценивает заключённый договор. Например: считает, что заключает договор дарения, а на самом деле был заключён договор купли-продажи. Как правило, такое заблуждение имеет место в тех случаях, когда закон не предъявляет строгих требований к форме сделки. Мелкие ошибки и незначительные расхождения между представляемыми и действительными последствиями сделки уже не имеют юридического значения. Поэтому при решении вопроса о существенности такого заблуждения суд должен исходить из особенностей личности истца, как то образование, возраст, психические особенности личности. Если данные обстоятельства не будут установлены, то в иске следует отказать.

С иском о признании такой сделки недействительной может обратиться только заблуждающаяся сторона. Последствием является двусторонняя реституция. При этом, если будет доказана вина другой стороны в сознательном введении в заблуждение, то истец может требовать от ответчика возмещения убытков в виде реального ущерба. В тех случаях, когда это невозможно установить, то суд, признав сделку недействительной, напротив, может обязать истца возместить ответчику реальный ущерб.

Введение в заблуждение необходимо отличать от обмана. О введении в заблуждение можно говорить в том случае, когда участник сделки помимо своей воли и воли другого участника составляет для себя заведомо неправильное мнение относительно природы сделки, относительно её предмета или же остаётся в неведении относительно каких-либо фактических обстоятельств, которые имеют для него существенное значение. Под влиянием этих обстоятельств он совершает сделку, которую никогда не совершил бы, если бы не заблуждался. Речь идёт об “извинительном заблуждении”.

Обман выражается в том, что один из участников умышленно и сознательно вводит другого участника в заблуждение, деформирует его волю и тем самым вынуждает к совершению сделки, причём совершенно ясно представляет порочность этой сделки. Таким образом, введение в заблуждение, в отличие от обмана, - это неумышленное деяние.

Обман, насилие или угроза, являющиеся основаниями для признания сделки недействительной по смыслу ст.179 ГК могут исходить не только от участника сделки, но и от третьего лица, которое действует в интересах участника сделки.

Все эти основания имеют два общих момента, позволяющих объединить их в одной статье:

  1. потерпевшая сторона фактически лишена возможности выразить свою волю и действовать в своих интересах;

  2. волеизъявление потерпевшего участника не соответствует его воле, т.к. при иных обстоятельствах сделка либо вообще не была бы совершена, либо она была бы совершена на значительно отличающихся условиях.

Обман чаще всего выражается в форме действия и с точки зрения уголовного закона может быть квалифицирован как мошенничество.

Насилие – это непосредственное воздействие на волю потерпевшего путём причинения самому участнику сделки или близким его лицам физических или душевных страданий намеренного с целью принудить к совершению сделки. При этом насилие всегда выражается в незаконных действиях и совсем необязательно в уголовно-наказуемых.

Угроза – это психическое воздействие на волю участника сделки. Угроза может выражаться:

  1. угроза применения насилия к самому участнику сделки, либо к его родственникам;

  2. угроза причинить моральный вред.

На практике – это угроза распространить порочащие сведения, которые соответствуют действительности. Таким образом, угроза должна быть реальной, исполнимой и значимой.

Таким образом, угроза – это нереализованное в действительности намерение причинить вред. В этой же статье закрепляются сделки, совершённые под влиянием злонамеренного соглашения. Злонамеренное соглашение означает, что основанием для признания сделки недействительной является умышленный сговор представителя потерпевшего с другой стороной с целю причинить потерпевшему имущественный вред, получить для себя какую-либо выгоду, не учитывающую интересы потерпевшего. Факт такого сговора должен быть доказан самим потерпевшим.

Кабальные сделки (ст.179). Для признания сделки кабальной необходимо одновременно установить 3 обстоятельства:

  1. лицо, совершающее сделку, либо изначально было не намерено её совершать; либо если совершило бы то на значительно отличающихся условиях;

  2. лицо, совершающее сделку, находится в тяжёлых жизненных обстоятельствах, причём это должны быть объективными факторами, они вообще не зависят от воли потерпевшего;

  3. другая сторона воспользовалась этими обстоятельствами и фактически принудила другую сторону совершить сделку на явно невыгодных условиях

Последствием признания недействительным всех сделок, объединённых ст.179, является односторонняя реституция.

Третий состав – недействительность сделок с пороками содержания и основания. Это сделки, совершённые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности; сделки, противоречащие закону или иному правовому акту; а также мнимые и притворные сделки.

Сделки, совершённые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности

. об общественном, экономическом и социальном устройстве общества и государства, которые направлены на обеспечение и уважение такого устройства, на соблюдение правовых предписаний.

Основы нравственности. Речь идёт о нравственных и моральных устоях общества, которые создают представление о добре и зле, о справедливом и должном, о хорошем и о плохом.

Требования нравственности, в отличие от правовых предписаний, не закрепляются в законодательстве, а получают своё закрепление в общепризнанных представлениях о должном поведении, которое сложилось в результате длительного общественного развития.

Условием применения ст.169 является наличие умысла хотя бы у одного участника. При этом наличие умысла должно быть доказано.

Последствием таких сделок является недопущение реституции, а в отношении невиновной стороны применятся односторонняя реституция.

Мнимые и притворные сделки не содержат основания, хотя при этом формально отвечает всем требования. Мнимая сделка совершается для вида без намерения создать соответствующие для конкретной сделки правовые последствия. В таких сделках есть только волеизъявление, которое выражено для вида. Чаще всего такие сделки совершаются с целью корысти, но при этом не содержат в себе признаки каких-либо правонарушений. На практике такими мнимыми сделками признаются сделки, совершённые с намерением избежать возможного обращения взыскания на имущество, избежать возможной конфискации имущества. Например, если будет установлено, что сделка купли-продажи или дарения была совершена после того, когда лицо узнало или должно было узнать о возможности применения имущественных санкций, есть достаточные основания считать такую сделку мнимой.

Мнимые сделки ничтожны. Последствие таких сделок – двусторонняя реституция.

Притворные сделки. Притворная сделка также не содержит того основания, которое обычно содержится в подобных сделках. Цель совершения такой сделки – прикрыть другую сделку. Притворные сделки также ничтожны и не порождают никаких правовых последствий, но при этом суд может, признав недействительной притворную сделку, применить последствия прикрываемой сделки. Чаще всего притворные сделки совершаются в тех случаях, когда недобросовестные участники не желают соблюдать предусмотренные законом формальные требования к тем или иным сделкам.