Скачиваний:
25
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Глава одиннадцатая идея чистой логики

 

 

Чтобы охарактеризовать, по крайней мере, пред­варительно, в нескольких существенных чертах ту цель, к которой стремятся изложенные во второй части детальные исследования, мы попытаемся дать логическую ясность идеи чистой логики, которая до некоторой степени уже подготовлена вышеприве­денными критическими размышлениями.

§ 62. Единство науки. Связь вещей и связь истин

Наука есть прежде всего антропологическое един­ство, именно единство актов мышления, тенденций мышления наряду с известными, с относящимися сюда внешними организациями. Все, что определя­ет это единство как антропологическое и специаль­но как психологическое, нас здесь не интересует. Мы интересуемся, наоборот, тем, что делает науку нау­кой, а это, во всяком случае, есть не психологическая и вообще не реальная связь, которой подчинены акты мышления, а объективная или идеальная связь, кото­рая придает им однородное предметное отношение и в силу этой однородности создает и их идеальное значение.

Однако здесь необходима большая определен­ность и ясность.

Объективная связь, идеально пронизывающая все научное мышление, придавая ему и, тем самым, науке, как таковой, «единство», может быть понята двояко: как связь вещей,ккоторым в замысле (intentional) относятся переживания мышления (действительные или возможные), и как связь истин,в которой вещ­ное единство приобретает объективную обязатель­ность в качестве того, что оно есть. И то, и другое а priori даны совместно и нераздельно. Ничто не можетбыть,не будучи так или иначе определено, и то, что оно есть и так или иначе определено, именно и естьистина в себе,которая образует необходимый кор­релят бытия в себе. То, что относится к единичным истинам и соотношениям вещей, очевидно, относит­ся и к связям истин или соотношений вещей. Но эта очевидная неразлучность не есть тождественность. В соответствующих истинах или связях истин конституи­руется действительность вещей или вещных связей. Но связи истин иного рода, чем связи вещей, которые в них истинны (достоверны); это тотчас же сказывается в том, что истины, относящиеся к истинам, не совпада­ют с истинами, относящимися к вещам, которые ус­тановлены в истинах.

Чтобы предупредить недоразумение, я подчерки­ваю, что слова предметность, предмет, вещьпостоянно употребляются нами в самом обширном смысле, стало быть, в соответствии с предпочитае­мым мной смыслом термина «познание». Предметом (познания) может одинаково быть реальное, как и идеальное, вещь или событие, как и долженствование. Это само собой переносится на такие выражения, как единство предметности, связь вещей и т. п.

Оба эти, только в абстракции мыслимые раздель­но, единства - единство предметности, с одной сто­роны, и единство истины, с другой стороны - даны нам в суждении или, точнее, в познании. Это выра­жение достаточно обширно, чтобы охватить как про­стые акты познания, так и логически объединенные связи познания, сколь бы сложны они ни были: каж­дая связь как целое есть сама единый акт познания. Совершая акт познания или, как я предпочитаю вы­ражаться, живя в нем, мы «заняты предметным», ко­торое в нем, именно познавательным образом, мыс­лится и полагается; и если это есть познание в строжайшем смысле, т. е. если мы судим с очевидно­стью, то предметное дано.Соотношение вещей здесь уже не только предположительно, но и действитель­но находится перед нашими глазами, и в нем нам дан сам предмет как то, что он есть, т. е. именно так и не иначе, как он разумеется в этом познании: как носи­тель этих качеств, как член этих отношений и т. п. Он не предположительно, а действительно обладает та­кими-то свойствами, и в качестве действительно об­ладающего этими свойствами дан в нашем познании; это означает только, что он не просто вообще мыс­лится (обсуждается), а познается,как таковой; чтоон таков - это есть осуществленная истина, есть пе­реживание в очевидном суждении. Когда мы размыш­ляем об этом акте, то вместо прежнего предмета сама истина становится предметом, и она данапредмет­ным образом. При этом мы воспринимаема истину - в идеирующей абстракции - как идеальный корре­лят мимолетного субъективного акта познания, как единую, в противоположность неограниченному многообразию возможных актов познания и позна­ющих индивидов.

Связи познанийв идеале соответствуют связям истин.Будучи надлежащим образом поняты, они представляют собой не только комплексы истин, но комплексные истины, которые, таким образом сами, и притом как целое подчинены понятию истины. Сюда же относятся и науки в объективном смысле слова, т. е. в смысле объединенной истины. В силу всеобщего соответствия между истиной и предмет­ностью единству истины в одной и той же науке со­ответствует также единая предметность: это естьединство научной области.По отношению к ней все единичные истины одной и той же науки назы­ваются вещно связанными-выражение, которое, впрочем, здесь, как мы увидим дальше, употребляет­ся в гораздо более широком смысле, чем это приня­то. (Ср. заключение § б4, с. 271.)

 

Соседние файлы в папке Логические исследования