Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Oslozhnennoe_predlozhenie.docx
Скачиваний:
95
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Карцевский с. О. Сравнение147

В повседневном общении, осуществляемом посредством разговорного языка, в основе сравнения почти всегда лежит субъективная оценка, и как раз потому, что к этому примешивается эмоциональность, существуют совершенно различные способы выражения сравнения. Требуется серьезное усилие для того, чтобы выделить систему, лежащую в основе многочисленных средств, которые язык представляет в распоряжение говорящих субъектов для выражения сравнения.

I

Прежде всего следует различать две «степени сравнения»; сравнительную и превосходную степень. Что касается положительной степени, то она употребляется только в одном случае (см. ниже).

1. Сравнивая единичный случай («предмет» или процесс) с совокупностью случаев того же рода, мы имеем дело с превосходной степенью: индивидуальное воспринимается как превосходящее всех себе подобных. В то же время, что само по себе немаловажно, последние не дискредитируются. Напротив, чем больше их значимость, тем больше заслуга того, кто их превосходит. Превосходная степень несет в себе ностальгию по «абсолютному».

2. С другой стороны, мы имеем дело со сравнительной степенью всякий раз, когда надо сравнить единичный случай с одним или несколькими единичными случаями. Но здесь одно часто возвеличивается в ущерб другому.

Взаимозависимость двух сравниваемых членов выражается в языке совершенно различными способами. Подчас член сравнения эксплицитно не выражен, а существует только в мысли в столь неопределенной форме, что дает повод говорить об «абсолютной превосходной степени». Например: Это мой наилучший ученик; Вот наиболее интересная книга, какую я когда-либо читал; Волга самая большая европейская река [или в Европе]; Самое трудное это переводить с французского на русский и др. С равным основанием можно было бы говорить об «абсолютной сравнительной степени». Вот несколько примеров: Учитель выбрал задачу потруднее; Ты бы лег лучше спать; Будет вежливее, если ты сам зайдешь к нему и др. Термин «абсолютный» не удачен, и лучше им не злоупотреблять. Впрочем, во всех приводившихся примерах мы имели дело с эллиптическими фразами, и если член сравнения в них эксплицитно не выражен, то это либо для целей выразительности, либо потому, что он легко определяется контекстом.

II

Наиболее тесной связь между двумя членами сравнения выступает в сравнительной степени. Она может даже принимать форму соотносительности двух предложений (см. ниже). Мы рассмотрим все сравнительные структуры русского языка. (В первом столбце помещены степени сравнения прилагательных, а во втором – наречий.)

1. Аналитические структуры.

В аналитических структурах используются вспомогательные слова более и менее; член сравнения вводится сравнительным союзом чем и нежели (устаревшее).

Иван более способен, Сегодня менее холодно,

чем Петр. чем (было) вчера.

Иван мне показался Иван скоро станет писать

более способным, чем Петр. более правильно, чем Петр.

Я не читал еще книги более интересной, чем эта.

Эта книга менее интересна, Жизнь дорожает более быстро,

чем я (того)ожидал. чем мы (того) ожидали.

Аналитическая сравнительная степень может употребляться в очень большом количестве фраз. Она единственная дает возможность отличать сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия и позволяет тем самым избегать некоторой двусмысленности. Более того, оппозиция более : менее дает возможность легко строить антонимические фразы.

2. Полуаналитические структуры.

В полуаналитических структурах используется сравнительная форма на (-ее/-е), а также сравнительные союзы чем и нежели.

Иван способнее, чем Петр. Завтра не будет холоднее,

чем сегодня.

Ольга казалась моложе, Иван работает не хуже,

чем Елена. чем Петр.

Он способнее, чем я полагал. Сегодня больному лучше,

чем было вчера.

Все лучше, чем это. Я пишу сочинения лучше,

чем диктовки.

Я решил бы задачу Иван пишет лучше, чем читает.

и труднее, чем эта.

Нынешняя зима будет длиннее, Лучше погуляй, чем сидеть дома.

чем прошлогодняя.

Я скорее удивился, чем (нежели) испугался

В только что рассмотренных двух типах структур в члене сравнения предикат сравниваемого члена не повторяется, и поэтому первый тип становится эллиптическим. Слова лучше и скорее, последнее в меньшей мере, чем первое, постепенно становятся вспомогательными словами наподобие более и менее, но с «преференциальной» и, следовательно, «качественной» значимостью. В разговорном языке сравнительная неаналитическая степень часто комбинируется со смягчительным префиксом по- (ср., поиграть); напр.: Я решил бы задачу и потруднее. Благодаря этому способу расстояние между членами сравнения несколько сокращается.

3. Синтетические структуры.

Член сравнения сокращается до простого косвенного дополнения (в родительном падеже сравнения).

Иван способнее Петра. Сегодня не теплее вчерашнего.

Иван выглядел не старше Петра. Иван пишет хуже Петра.

Оба они один умнее другого. Я пишу диктовки лучше сочинений.

Мы решали задачи (и) сложнее этих. Он старается пуще [больше]

прежнего.

Охота пуще неволи.

Это лето будет жарче прошлогоднего.

Твоя диктовка лучше твоего сочинения.

Этот вид сравнительной структуры распространен в разговорном языке. Но его употребление ограничивается именными сравнениями и исключает сравнение двух глаголов.

Три первые типа сравнительных структур могут рассматриваться как «нормальные». Именно они используются для выражения сколько-нибудь объективной оценки, в то время как аналитический тип остается достоянием литературного, книжного языка.

4. Соотносительные структуры.

В соотносительных структурах сравниваются два предиката. Используемые союзы: чем ~ тем.

Чем более красива книга, Чем хуже, тем лучше.

тем более она дорога.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Чем красивее книга, Чем больше учишься,

тем она дороже. тем меньше знаешь.

Он тем нахальнее, Он учится тем лучше,

чем вы с ним вежливее чем меньше им занимаются.

В соотносительных структурах, как правило, придаточное предложение выступает в функции главного, отношение, которое обычно интерпретируют как отношение причины и следствия. Едва ли можно утверждать, что соотносительные структуры принадлежат разговорному языку. Зато они великолепно подходят для образования сентенций. Следует отметить, что поскольку член сравнения отсутствует, мы имеем дело с «абсолютными» сравнениями. К тому же, поскольку речь идет о сравнении двух актов предикации, а не двух частей речи, прилагательное может сравниваться с наречием, напр., Чем красивее книга, тем она стоит дороже.

5. Уступительные сочинительные конструкции. Из двух членов сравнения второй вводится уступительным союзом зато или его синонимом а.

Иван способнее, [Пусть] сегодня холоднее,

зато Петр прилежнее. зато вчера было ветренее.

Если [хотя] Петр и более Хотя [если] Иван и

прилежен, зато Иван лучше говорит,

более способен. зато Петр лучше пишет.

Структура этого типа может быть в определенной мере противопоставлена предыдущему типу. Функциональному отношению, обычно интерпретируемому как отношение следования, в уступительной конструкции противопоставляется отношение равновесия, обусловленное отношением уступки.

6. Противительные сочинительные структуры. В этих структурах впервые сравнительная степень противопоставляется положительной. В них используются противительные союзы а (или но); вспомогательные слова еще и того.

Мне дали интересную книгу, Больному плохо, а

а моему брату завтра может

еще более интересную. стать того] хуже.

Петр ленив, а Иван еще ленивее. Петр пишет хорошо,

а говорит еще того] лучше.

Структуры двух последних типов часто используются для выражения субъективной оценки. Следующий тип структуры относится к той же категории.

7. Структуры с прогрессирующим сравнением. Эти структуры характеризуются наличием вспомогательного слова все, а также несовершенным видом глагола.

Он все более (и более) стареет. Становилось все теплее

(и теплее).

Она все менее (и менее) прилежна. Он работает все лучше

(и лучше).

Ольга выглядит все красивее Мы работаем все более

(и красивее). (и более) прилежно.

Погода с каждым днем С каждым днем все радостнее

становится все хуже (и хуже). жить.

Жизнь все дорожает Начало становиться жить

(и дорожает). все труднее (и труднее).

Структуры этого типа характеризуются одночленностью и отсутствием члена, с которым сравнивают. Впрочем мы имеем здесь дело со становлением, и каждый момент или каждый последующий шаг представляет собой поступательное движение по отношению к настоящему, которое является как раз тем, с чем сравнивают, и никакая экспликация последнего не возможна. Вспомогательное слово – местоимение-тотализатор все подчеркивает длительность процесса, уже выраженного несовершенным видом глагола. Такое удвоение, свойственное разговорному языку, указывает на возрастание качества во времени.

8. Varia.

Различные эллиптические структуры, свойственные скорее аффективной речи.

(Чем) тише едешь, (тем) дальше будешь. Ты бы лучше погулял (чем…). Погуляй (лучше), чем сидеть дома. Будет лучше, если (ежели), ты сам зайдешь к нему (чем…). Говорит он хорошо, а пишет хуже (чем…). Все лучше, лишь бы не это! Все лучше, чем так. Скорей в воду, чем за него замуж. Заходи к нам поскорей, да почаще. Тут делать больше нечего. Это не более и не менее, как подлость. Он более или менее прав и др.

III

В превосходной степени взаимосвязь двух членов сравнения в той или иной мере ослаблена. И как раз именно здесь то, что сравнивают, легко становится «абсолютной превосходной степенью».

Признаками последнего являются вспомогательные слова самый и наиболее / наименее. То, с чем сравнивают, заключает, со своей стороны, местоимение-тотализатор весь или какое-либо другое синонимическое выражение. Напр., Учитель выбрал самую [наиболее] трудную задачу из (всего) учебника; Иванов наименее способный из или среди (всех) моих учеников; Это самая интересная книга, какую когда-либо я читал.

Самый легко принимает субъективную значимость: Я попал в самую [= страшно, ужасно] неприятную историю. Как раз благодаря местоимению весь, являющемуся своеобразным противовесом, самый функционирует в качестве признака превосходной степени (ср. также Они живут у самого синего моря). Наиболее и наименее являются вполне объективными признаками. Частица наи- придает им значимость, благодаря которой они превосходят соответствующие средства сравнения более и менее.

Наречие располагает в превосходной степени только вспомогательными словами наиболее и наименее; напр., Он наиболее охотно занимается по грамматике и наименее прилежно по математике.

Присутствие местоимения весь придает сравнительным оборотам значение превосходной степени. Напр., Ольга способнее всех учениц своего класса; Я больше всего люблю музыку; Нет ничего приятнее [всего приятнее; самое приятное], как беседовать с умным человеком и др.

Непродуктивные способы

Существует небольшая группа прилагательных на -ший, образующих антиномические пары и обозначающих сами по себе высшую степень качества. Это – высший ~ низший, старший ~ младший, лучший ~ худший и больший ~ меньший, к которым можно добавить меньшой, антоним которого нáбольший принадлежит разговорному языку. Эти средства образования превосходной степени функционируют тремя способами: 1) Он старший в семье, т. е. старший из всех членов семьи; 2) усиливаются вспомогательным словом: он самый младший в семье; 3) усиливаются частицей наи-, напр., Это наилучший из (всех) моих учеников.

Суффиксы -ейший / -айший и -ейше / -айше являются продуктивными лишь в литературном и письменном языке. Они служат только для усиления качества: Это – оригинальнейший ум означает «чрезвычайно оригинальный». Существует между прочим целый ряд устойчивых выражений со значением абсолютной превосходной степени; напр., малейшая или даже самомалейшая провинность; Всемилостивейший государь; Ваш покорнейший слуга; нижайшее почтение; строжайше воспрещается; покорнейше прошу и др.

***

Наиболее характерной чертой сравнительной степени в русском языке является форма на -ее/-е, общая для прилагательных и наречий. На вопрос, горячо обсуждаемый грамматиками: к какой части речи ее следует отнести – может быть, по нашему мнению, только один ответ. Это – гибридная форма, относящаяся как к прилагательному, так и к наречию. Она функционирует в качестве субститута сочетаний более + прилагательное и более + наречие. Она управляет родительным падежом. Впрочем родительный падеж в русском языке и сам чаще всего выступает в качестве субститута. В случае сравнительной степени он замещает предложение с союзом чем, представляющее член сравнения и, как правило, уже сведенное к эллипсису.

Характерной чертой превосходной степени в русском языке является употребление уточняющего местоименного прилагательного самый в качестве вспомогательного слова. Само по себе самый указывает на последнюю степень точности, исключая всякую аппроксимацию и тем самым всякую синонимию. Самый красный означает «действительно, полностью красный», в то время как просто красный может покрывать все оттенки и синонимы красного цвета. Тем не менее, чтобы помешать скольжению вспомогательного слова самый по наклонной плоскости эффективности, что привело к тому, что оно обозначало бы страшно, ужасно и т. п., язык в качестве противовеса дополняет второй член сравнения местоимением-тотализатором весь или каким-либо его синонимом.

Вспомогательные слова превосходной степени наиболее и наименее являются вполне объективными: они выступают как выражающие «количество». Они могут обходиться без противовеса. Впрочем, как раз поэтому разговорный язык в последнем нисколько не нуждается. В обиходном языке «сравнить» – значит выразить свое отношение, «оценить», «измерить», руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями.

В области сравнения конфликт между интеллектом и чувством дает о себе знать чрезвычайно поучительным образом. Это – еще один довод в пользу учения Шарля Балли.

Женева, 28 VIII 1945

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]