Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Идеология белорусского государства миро...doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
2.2 Mб
Скачать

1.4. Культура властвования как кодекс гражданского поведения субъекта власти

Власть и риск неразрывны: власть предназначена для людей, соз­нательно идущих на риск, "не боящихся головокружений". В известном смысле поле политики, в котором осуществляется политическая власть в государстве субъектами как высшими чинами исполнительной и зако­нодательной власти, представляет собой рынок, в котором существует производство, спрос и предложение особого сорта политических деяте­лей, партий, программ, мнений, позиций. А там где рынок, всегда есть риск, выбор альтернативы, преодоление неопределенности с раз­личными вариантами исхода. О неразрывности риска и власти свиде­тельствует и то, что одним из мотивов власти для определенного типа людей является то, что власть сродни игре, власть является чем-то вроде игры, "развлечения". Существует мнение, что политики — люди игры, а политика — игра.

Как во всякой деятельности, риск в политике предполагает сосредоточение власти в руках профессионалов, компетентных субъек­тов, экспроприирующих права большинства и уполномоченных осущест­влять непосредственную политическую власть. Рассчитывать на успех в собственно политической игре они могут лишь при условии специфи­ческой подготовки, профессиональной компетентности. Приверженность самой игре, элементы своего рода иллюзионизма и вовлеченности, обя­зательность в соблюдении правил является не только удачным образом риска в политике, но вместе с тем представляется абсолютным требо­ванием политической игры, инвестированием в игру, которое является результатом и, в то же время, условием функционирования игры. Все те, "кто рискует и признает политическую игру стоящей того, чтобы осуществлять инвестиции в игру, принимают на себя ряд обязательств, вступая в негласный договор, который иногда действует значительно сильнее, чем все официальные или секретные соглашения, ибо субъек­там игры грозит в случае нарушения правил игры исключение из нее и такие потери прибылей, которые из нее извлекаются9."

В достойной серьезной игре можно играть только серьезными воз­можностями, а это означает, что между субъектом игры и этими воз­можностями устанавливаются такие отношения, когда они сами "переиг­рывают" играющего и могут воплотиться. Все очарование и состоит именно в таком риске. Это дает возможность насладиться свободой ре­шения, которая в то же время корреллируется и неотвратимо сужается. Вместе с тем, чрезмерное желание насладиться свободой решения может привести к игнорированию в принятии настоятельно необходимых и срочных действий и к проигрышу. Удача может всегда сопутствовать игроку или уходить и возвращаться, игра может "пойти" или "не пой­ти", что и составляет привлекательность игры и риска в ней10.

Степень и направленность риска в политической игре задается структурой игрового пространства и требует от искушенного и опытно­го политика выработки своей собственной позиции в поле альтернатив­ных и возможных, вероятных и невероятных позиций, это искусство лавировать среди приемлемых и заранее оговоренных позиций и избе­гать компрометирующих, сталкивающих субъекта власти с политиками противоположных позиций. Правила игры в соответствующем полити­ческом пространстве предполагают, что компетентный, надежный, серь­езный, ответственный политик предсказуем в политических действиях для коллег, как и они, будучи последовательными в своих действиях, предсказуемы для искушенного политика. Хотя несомненно и то, что в реальной политической игре возможны и другие модели поведения с абсолютно непредсказуемыми вариантами принятия решений, что особен­но характерно в условиях нестабильности, преодоления тоталитарного "закрытого" менталитета, наработки демократических стандартов поли­тической деятельности и моделей "открытого" общества, в котором со­циальная политика формируется в результате ее свободного крити­ческого обсуждения и выражения различных точек зрения.

Культура властвования аккумулирует по сути дела на практике кодекс гражданского поведения субъекта власти, стиль его мышления и деятельности, демонстрируя реализацию данных политику прав и свобод. В соответствии с этим лишь только за счет реального изменения граж­данского статуса личности в обществе, ее ценностных ориентации, демонстрацию социально-культурных качеств возможна трансформация современной культуры властвования с преобладающими в ней установками тоталитарно-испольнительно-адаптационного типа субкультуры для которого характерны централизация и монополизация власти, минимизация самоуправления, исключение личностного творческого побуждения и отношения людей к своим гражданским обязанностям и свободам, вплоть до уклонения от любых властных указаний, пренебрежения своими граж­данскими полномочиями.