Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
чепурин и киселёва.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
5.9 Mб
Скачать

Глава 30

мунистические силы пришли к власти в 1989 г. в результате мирных парла­ментских выборов. Во многих других странах Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Болгария) изменение политического строя в 1989 - 1990 гг. сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило все-таки мирный характер. Но в Румынии борьба с прежним режимом вы­лилась в вооруженное восстание. В нашей стране смена власти в 1991 г. произошла тоже после драматических событий - подавления августовско­го путча, распада СССР, самороспуска Верховного Совета и вынужденного отказа Президента СССР от власти.

Демонтаж большинства механизмов и организаций административно-командной системы происходит довольно быстро. Как правило, эти меха­низмы и организации в последние годы существования командно-админис­тративной системы находятся в глубоком кризисе. Например, государство утрачивает способность планировать народное хозяйство или централизо­ванно устанавливать цены. Поэтому в определении переходного периода мы говорим именно о завершении демонтажа социалистической экономи­ки, который обычно приходится на первые месяцы после смены политичес­кого строя.

Новые экономические институты начинают формироваться уже в недрах командно-административной системы на этапе ее разложения, вытесняя старые институты. Например, в нашей стране на рубеже 80-х и 90-х гг. воз­никли частные предприятия, товарные биржи, валютный рынок и т. д. По­этому после смены политического строя те организации, которые осуще­ствляли функции государственного управления экономикой, просто прекра­щают свое существование, распускаются распоряжениями государственной власти или преобразуются в новые органы. Так, большинство экономичес­ких министерств и ведомств бывшего СССР превратились в коммерческие органы, занимающиеся координацией деятельности бывших подчиненных предприятий и продвижением их продукции на рынке.

Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, оз­начающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной монополии внешней торговли.

. Однако относительная простота либерализации экономики, а также пре­образования административных ведомств в новые структуры, способные функционировать в рыночной системе, не означает быстрого и легкого из­бавления от наследия социализма. Напротив, в ходе реформ основная труд­ность как раз и состоит в том, чтобы преодолеть те негативные черты, ко­торые характеризовали социалистическую экономику (мы говорили о них в гл. 29): абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни,

Проблемы перехода крыночной экономике

695

монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий и т. д. Ниже, рассматривая концепции постсоциа­листической трансформации, мы вернемся к вопросу о роли и возможнос­тях либерализации как инструмента реформ, поскольку этот вопрос имеет большое теоретическое и прикладное значение.

Если начало переходного периода довольно легко датировать по опре­деленным политическим и экономическим событиям, то завершение транс­формации не имеет столь выраженных признаков. Поскольку ни в одной из постсоциалистических стран трансформация еще не закончилась, то по это­му вопросу можно высказать лишь теоретические предположения.

О завершении переходного периода можно говорить только тогда, когда реформы достигнут целей, поставленных обществом.

В начале переходного периода многие предполагали, что в России сло­жится экономика, основанная преимущественно на частной собственности и конкуренции и похожая, таким образом, на экономическую систему США. Однако практика показала, что вопрос о конечной цели трансформа­ции гораздо сложнее. Россия должна вписаться в передовые универсальные социально-экономические тенденции («мегатренды»), но особенности ее исторического опыта при этом нельзя сбрасывать со счета.

Очевидно одно: Россия должна развиваться по пути рыночного и демок­ратического государства. Рынок глубоко связан с демократией. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что частный собственник должен видеть в государстве не противника, а союзника и покровителя, способного защи­тить его права собственности. Незыблемость прав собственности снижает трансакционные издержки, позволяет собственнику развивать свое дело на основе долгосрочной стратегии и выпускать продукцию с низкими издер­жками и высокой конкурентоспособностью. Поэтому стабильный демокра­тический режим - важная предпосылка формирования эффективной эконо­мики. Во-вторых, демократия обеспечивает такие условия, при которых важные государственные решения принимаются в интересах большинства и, следовательно, благоприятствуют тем направлениям и сферам экономи­ческой деятельности, которые являются наиболее важными для народного хозяйства на каждый данный момент времени.

Если следовать тезису о том, что трансформация российской экономики должна соответстововать мегатрендам и, таким образом, сближать Россию с передовыми социально-экономическими системами нашего времени, то вполне логично задаться вопросом об отличительных признаках таких сис­тем. Опыт ведущих стран показывает, что такой системой, обеспечивающей высокую эффективность экономики, динамичность развития и высокое ка­чество жизни, является социальная рыночная экономика. Социальная ры­ночная экономика представляет собой особый тип рыночной системы,

696