Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Наименее развитые страны мира (1998 г.)

Регион

Число стран

Страны

Африка

32

Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, Конго(Заир), Коморские Острова, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.

Азия

9

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мальдивы, Мьянма, Непал.

Австралия и Океания

5

Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Соломоновы Острова, Тувалу.

Латинская Америка

Гаити.

Новая западная геополитика

В геополитике можно выделить три парадигмы:

  • политиксэкономическая,

  • этнокультурная,

  • стратегическая.

Политико-экономическая парадигма

В основе этой парадигмы лежит представление о том, что глобальные политические отношения в современном мире оп­ределяются экономическими доминантами.

В настоящее время одной из главных теорий, объясняющих геополитические различия в мире, является геополитическая экономия, основная во многом на теории мировых систем Иммануила Валлерстайна.

Теория мирных систем - макросоциологическая концеп­ция общественного развития имеет много общего перекликаясь с теорией смены экономических формаций К. Маркса.

Одной из основ геополитической экономии являются пред­ставления о существовании так называемых длинных волн (больших циклов) экономического развития. Представления об этих волнах советский экономист Н.Д. Кондратьев ввел в на­учный оборот еще в середине 20-х годов. Согласно им, эконо­мическое развитие отдельных регионов и всего мира подчиня­ется волнообразному закону, характеризующемуся чередовани­ем этапов подъемов, спадов (застоя) и новых толчков, связан­ных с технологическими прорывами и изобретениями, ведущи­ми к началу нового цикла.

Разные регионы мира, районы внутри государств и терри­тории переживают эти волны в разное время. В один и тот же момент времени «по-соседству» можно встретить регио­ны разного цикла развития.

Политические (а точнее - политико-экономические) отно­шения различных регионов между собой чаще описывают в терминах «ядро» — «полупериферия» — «периферия».

Раз­личия между этими понятиями лежат в отношениях властво­вания (господства) — подчиненности (зависимости). Часто мож­но встретить определение ядра как региона (территории), экс­плуатирующего периферию, а полупериферии — как террито­рии, способной эксплуатировать периферию, но одновременно эксплуатируемой ядром.

Различия ядро-периферия наблюдаются на всех простран­ственных уровнях от локального до глобального. Город может рассматриваться как ядро по отношению к окружающим сельским территориям как к периферии; лидирующий в эко­номическом развитии регион государства или их группы — по отношению к более «отсталым» районам; наиболее развитые страны мира — по отношению к ресурсным и экономически зависимым государствам.

В.П.Максаковский на основании истории развития выделяет 10 центров в модели морового хозяйства:

1 Европейский (28%) мирового ВВП,

2. Американский (26%),

3. Японский (10%),

4. СНГ,

Они составляют основу мирового хозяйства.

5. Бразильский,

6. Юго-западная Азия,

7. Австралийский,

8. Индийский,

9. Китайский

10. Юго-Восточная Азия.

Также можно выделить

  • Страны АТР,

  • Страны большой семёрки,

Некоторые ученые, как, например, Дж. Агню, утверждают, что на смену старому биполярному геополитическому порядку пришел своего рода «геополитический беспорядок». Они считают, что современные процессы ведут к общему упадку роли государств как главных структурных элементов мировой геополитики. Резко возросшая роль экономических и информационных процессов привела к тому, что большее влияние на решение глобальных и меж­дународных политических проблем оказывают внегосударственные экономико-политические субъекты - региональные, транснациональные и глобальные корпорации, финансовые ин­ституты и пр.

Еще одной важнейшей чертой современного геополитичес­кого порядка сторонники геополитической экономии считают снижение роли стратегического милитариз­ма как регулятора глобальных политических отношений. По­тенциально в близком будущем большое число государств смо­жет обладать достаточным количеством оружия массового по­ражения, чтобы уничтожить весь земной шар. Это делает начало любого военного конфликта равносильным попытке коллективного самоубийства.

Мир должен постепенно превратиться в еди­ную взаимозависимую управляемую систему.

В качестве одной из теорий, являющейся результатом развития идей геополитической экономии, выступает теория глобального (мирового) города П. Холла. Это центры принятия решений мировой экономики и политики.

В середине 60-х годов П. Холл относил к их числу Лондон, Париж, Рандштад, Рейнско-Рурскую агломерацию, Москву, Нью-Йорк и Токио. В категорию глобальных у разных авторов попадают разные города. Пожалуй, только три города называются глобальными абсолютно всеми исследователями. Это Нью-Йорк, Лондон и Токио.

Этнокультурная парадигма

Объединяющим признаком работ данного направ­ления является представление о том, что наиболее существен­ным фактором современного и будущего устройства мира вы­ступает не столько экономика, сколько этнокультурное разно­образие и соответствующая идентичность.

Наибольшую известность в этой области получила концеп­ция американского ученого Сэмюэла П. Хантингтона. С точки зрения Хантингтона, За­паду стоит в ближайшее время ожидать формирования геопо­литической оппозиции со стороны уже существующих и фор­мирующихся цивилизационных идентичностей, которые могут образовать собственные региональные союзы на основе общих ценностей, отличных от Запада. Начинается новая эра в ми­ровой политике, характеризующаяся столкновением Запада с незападными цивилизациями. Именно между ними и будут пролегать линии геополитических напряжений. Он выделяет 8 цивилизаций, которые способны потенциально сформировать свое собственное представление о мировой политике: 1) запад­ная, или атлантическая, 2) славянско-православная, 3) конфу­цианская, 4) японская, 5) исламская, 6) индуистская, 7) ла­тиноамериканская, 8) (возможно) африканская.

Наибольшую вероятность подъема национального самосознания и национализма К. Санторо видит в регионах, составлявших бывший так называемый Восточный блок.

Стратегическая парадигма

Отличительным признаком данной парадигмы выступает приоритет конкретных политических интересов какого-либо субъекта глобальной политики над об­щенаучными интересами. Задачу таких исследований в первую очередь составляет выработка рекомендаций внешнеполитичес­кой стратегии для обеспечения максимального благоприятство­вания интересам какого-либо государства, регионального союза или политического института.

Наибольший интерес в данном контексте, пожалуй, пред­ставляют собой работы американского политика и исследова­теля Збигнева Бжезинского, в прошлом - помощника прези­дента США по национальной безопасности.

Геополитические построения 3. Бжезинского американоцентричны. В эпоху биполярного мира Бжезинский полагал, что наиболее оптимальным для интересов США в мировой политике был бы вариант некой конвергенции (сбли­жения) противостоящих систем: либеральной рыночной демо­кратии США и централизованно-планового авторитарного со­циализма СССР. В перспективе он предполагал возможным создание мирового правительства с допущением СССР к учас­тию в нем.

После победы Запада в «холодной войне» он существенно изменил представления об американских глобальных интересах.

В перспективе Бжезинский рассматривает возможность воз­никновения пяти «центров глобальной мощи», способных в разной степени конкурировать в мировой политике:

  1. Северная Америка с центром в США и зоной влияния, простирающейся на всю Америку;

  2. Европейский Союз, влияние которого распространится на всю Восточную и Южную Европу и частично на Северную Африку;

  3. Азиатско-Тихоокеанский регион с лидером в лице Япо­нии и влиянием на Австралию, Океанию и российский Дальний Восток;

  4. Южная Азия, отличающаяся потенциально значительно меньшей степенью внутренней интеграции, во главе с условным лидером Индией;

  5. Мусульманский полумесяц, охватывающий Северную Африку, Ближний Восток, Страны Персидского залива, Цент­ральную Азию. В этом регионе отсутствует явный лидер, однако присутствует значительная степень внутреннего единст­ва, основанная на исламских ценностях и враждебности по отношению к Западу.

Бжезинский особо оговаривает возможность появления еще одного центра силы под условным названием «Евразийские грозди». Этот регион, по его мнению, может возникнуть на месте бывшего СССР при лидерстве России.

Как же могут США, по мнению Бжезинского, осуществить свои притязания на глобальную власть? Глобальная власть предполагает одновременное наличие четырех составляющих: военного могущества, экономической мощи, культурно-идеоло­гической экспансии и глобальных политических мускулов. По мнению автора, ни один центр силы в мире, кроме США, не обладает всеми четырьмя компонентами и поэтому пока не может с ними конкурировать на равных. В качестве основных конкурентов США в этих амбициях он рассматривает, прежде всего, Европу и Японию.

Основные геополитические процессы и регионы

В современной литературе по геополитике более всего об­суждаются два взаимосвязанных процесса, формирующих про­странственную модель распределения власти в мире: с одной стороны, все возрастающая глобализация экономических и по­литических процессов, с другой - локализация (или фрагмен­тация) этих же процессов.

Сами термины получили свое современное звучание из работ представителей направления геополитической экономии. Они описывают глобализацию как процесс возрастания взаим­ной зависимости всех частей мира на основе включения их в мировую рыночную экономику. За экономической интеграцией в единый процесс неизбежно следуют изменения и в прочих областях общественной жизни.

Процесс фрагментации, с точки зрения представителей этого направления, не противостоит, а скорее вписывается в процесс глобализации, и представляет собой ее органический элемент и механизм. С этих позиций фрагментация (или локализация) выражается, прежде всего, в передаче части политических функций от государственного уровня региональ­ному и локальному, образуемым, главным образом, экономи­ческими районами со своими особыми интересами. Такие райо­ны формируются под воздействием законов мировой экономики и описываются в упомянутых терминах «центр» — «полупе­риферия» — «периферия».

Главные события мировой политики свидетельствуют о том, что минимум два глобальных разнонаправленных и разных по своей природе процесса формируют сегодня политическую кар­ту мира. Это возрастающая зависимость мировых политических процессов от глобальной экономики и рост влияния националь­ной, культурной, религиозной идентичности на возникновение и развитие политических противоречий и конфликтов. Очевид­но также, что два этих процесса не могут не конфликтовать между собой. Если первый из них имеет глобальную центро­стремительную направленность и толкает субъектов мировых политических отношений в русло единого экономического про­цесса и ко все большей взаимозависимости, то второй - цент­робежный - ведет к региональной фрагментации.

Описанные Хантингтоном цивилизации обладают различным геополитико-экономическим потенциалом. Ныне две из восьми цивилизаций практически полностью покрывают зону ядра (западная и японская), три почти целиком относятся к зоне полупериферии (славянско-православная; конфуцианская и индуистская), а остальные состоят из государств как полу­периферии, так и периферии, с различной долей первой и последней.

Ведущая роль как в мировой экономике, так и в господстве мировоззренческих ценностей принадлежит западной цивилизации. По геополитико-экономическому потенциалу ей может сейчас все­рьез противостоять только японская цивилизация, ограничен­ная практической невозмож­ностью широкого распространения своего ценностного влияния в мире.

Основные направления современной западной геополитики

Направление, парадигма

Авторы концепции

Объяснительная основа

Главные субъекты геополитики

Главные геополитические процессы, их сущность и направленность

Геополитическая экономия

Дж. Агню, Ж. Аттали, Ф. Фукуяма

Циклические экономические процессы

Геополитико-экономические районы разных уровней, ядро—полупериферия— периферия

Глобализация как экономический процесс центростремительной на­правленности . Фрагментация как экономический процесс центростремительной на­правленности

Этнокультурная парадигма

С. Хантингтон, К. Санторо

Этнокультурная идентичность

Цивилизации, нации, между­народные организации и сою­зы

Глобализация как экономический процесс центростремительной на­правленности. Фрагментация как этнокультур­ный процесс центробежной на­правленности

Стратегическая парадигма

3. Бжезинский

Стратегическое целеполагание, политическая прагматика

Государства, международные организации и союзы

Глобализация как экономический, ценностный и стратегический про­цесс центростремительной напра­вленности. Фрагментация как этнокультур­ный и стратегический процесс цен­тробежной направленности

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]