Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч - Информационное право (Бачило).doc
Скачиваний:
293
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
2.29 Mб
Скачать

8.3. Субъекты права на информацию. Содержание права на информацию

Частично этот вопрос затронут в главе о субъектах ин­формационного права.

Наиболее крупная классификация субъектов в систе­ме реализации права на информацию позволяет выделить виды таких субъектов, как «человек», «гражданин» — фи­зическое лицо; «население»; «юридическое лицо», «органи­зация»; «орган государственной власти», «орган местного самоуправления»; «общественные образования», «государ­ство», «межгосударственные образования». Право каждого из видов обозначенных субъектов на информацию реали­зуется с учетом общего правового статуса этих субъектов и их рол и,в определенном правовом пространстве, а в кон­кретной ситуации — с учетом конкретного субъективного права на информацию и организационной формы его реа­лизации в пределах правоспособности и дееспособности субъекта. Именно это многообразие субъектов информа­ционного права и их правомочия по реализации всех форм проявления права на информацию и должно было бы стать предметом общего единого базового закона «О праве на ин­формацию».

О праве на информацию человека и гражданина

Во всем многообразии субъектов, реализующих отноше­ния по поводу производства, получения и использования информационных ресурсов, человек и гражданин является первичной фигурой. Для определения статуса этого субъек­та в области права на информацию необходимо установить его наиболее точную юридическую характеристику.

Такая характеристика имеет, по крайней мере, три грани:

а) формально-правовую, связанную с признанием права в форме его позитивного юридического оформления в за­коне отдельного государства и международного сообще­ства;

б) сущностную, связанную с нормативно закрепленным содержанием данного права, реализуемого через опреде­ленные полномочия и корреспондирующие ему правовые обязанности;

в) процессуальную, регулирующую порядок реализации права.

Рассмотрим содержание этих аспектов оформления пра­ва на информацию.

1. Государственно-правовой подход при легитимации нрав индивида использует термины «гражданин» и «каж­дый» (по статьям Конституции о правах человека и граж­данина). Эти термины привязаны к законодательству, действующему в определенных территориальных грани­цах государства, которое через институт гражданства обя­зывает государство гарантировать реализацию прав iраж-дан на своей территории. Юридическая наука различает систему публичных и гражданских прав и рассматривает гражданина в качестве субъекта национального публично­го и гражданского права. Как видно из приведенного выше текста, право на информацию включается и в систему пуб­личного, и в систему гражданского права РФ.

Вместе с тем строго территориальные рамки прав граж­дан расширяются двумя способами:

1) Конституция предусматривает распространение нрав и обязанностей граждан своего государства на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62);

2) Конституция в процессе легитимации прав граждан использует не только термин «гражданин», но и термин «человек», объединяя их в понятии «каждый». Этим прие­мом Конституция включает граждан своей страны в систе­му международного права, регулирующего права человека независимо от его государственно-правового статуса. Гла­ва 2 Конституции называется «Права и свободы челове­ка и гражданина», а ст. 62 Конституции предусматривает возможность гражданину России иметь гражданство ино­странного государства (двойное гражданство) в соответ­ствии с федеральным законом или международным дого­вором РФ.

Эти нормы Конституции, распространяемые и на сферу права на информацию, выводят это право из границ «терри­тории» государства в рамки «пространства», имеющего гло­бальный, межтерриториальный характер. Эта особенность правового статуса гражданина Российской Федерации соз­дает легитимную основу гибкого, мягкого включения граж­дан России в мировое информационное пространство.

2. Содержательная сторона права на информацию, как уже говорилось, имеет достаточно широкий диапазон. По сравнению с нормами Всеобщей декларации прав чело­века и Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах конституционная основа этого права человека и гражданина в Российской Федерации предусматрива­ет наряду с такими формами его реализации, как свобода мысли и слова, свобода поиска, получения и распростране­ния, также и свободу «производить» и «передавать» инфор­мацию любым законным способом. Это расширяет фронт и позитивного, и субъективного права человека и гражда­нина, действующего в рамках российского законодатель­ства.

Отмеченное обстоятельство обязывает и законодателя учитывать все позиции (а их следует рассматривать как конституционно определенные формы реализации права на информацию), урегулировать содержательную и про­цедурную стороны отношений, связанных с рассматривае­мым предметом. Это касается политической, гражданско-правовой и социальной сфер жизнедеятельности человека и гражданина, в которых реализуется его конкретное право на информацию.

С этой точки зрения и следует рассматривать назначе­ние и содержание законов, которые регулируют отношения, связанные с реализацией права на информацию. Но сегод­ня именно понимание содержательной стороны проектов закона О праве граждан на информацию является в опреде­ленной мере конфликтным. Одна группа разработчиков, ко­торая представила проект такого закона в Государственную Думу, считает возможным ориентироваться только на пози­цию доступа к информации, т.е. реализацию конституцион­ного права искать и получать информацию. Все остальные формы реализации этого права по данному проекту остают­ся за пределами закона «О праве доступа к информации». Он лишается качества комплексного закона в части права граждан на информацию.

С другой стороны, этот же закон рассчитан на примене­ние не только к гражданам, т.е. индивидуально представ­ленным субъектам отношений, но и к другим субъектам. По крайней мере, к юридическим лицам. Это также вы­зывает возражение, ибо не учитывает специфики субъек­тов коллективного свойства, их статуса и форм деятельно­сти в информационной сфере. Компромиссным решением в пользу принятия федерального закона о доступе является позиция, согласно которой термин «доступ» трактуется как реализующий все формы права на информацию.

В статье 8 Закона об информации, которая называется «Право на доступ к информации», выделяются две группы субъектов. Это граждане (физические лица) и организа­ции (юридические лица). Они вправе осуществлять поиск, получение любой информации в любых формах и из лю­бых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. В ч. 2 этой статьи установлено, что гражданин имеет право на получение от государствен­ных органов, органов местного самоуправления информа­ции, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Выделяем последнюю часть нормы в силу ее неопределен­ности. Для правоприменения важны критерии отнесения сведений к «затрагивающим права и свободы граждани­на». Часто это положение трактуется только как область непосредственных интересов гражданина в социальной сфере. Однако следует учитывать, что человек и граж­данин — не только обыватель, зависимый от властных и иных структур. Он и избиратель, и предприниматель, и семьянин, и служащий, и носитель творческих способ­ностей — субъект всего диапазона конституционных прав. Его интересует очень большой спектр информации. Поста­новление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обе­спечении доступа к информации о деятельности Прави­тельства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» в известной мере это учитывает и определяет более 50 видов сведений, которые должны быть представлены для всеобщего сведения через сайты федеральных органов государственной власти. Обяза­тельность создания таких сайтов и поддержание их содер­жания в соответствии с постановлением правительства имеет свою историю. Имеем в виду ряд судебных процес­сов, инициированных Институтом свободы информации (Санкт-Петербург).

Но и это не исчерпывает всего фронта информации, ко­торая должна быть доступна человеку. Такие формы, как библиотеки, музеи, архивы, разные фонды, информации из­вестны. Они дополнены сегодня таким богатым и одновре­менно опасным источником, как Интернет. Все это говорит в пользу более глубокого регулирования права на информа­цию человека и гражданина в Российской Федерации.

В заключение отметим, что предлагаемый подход к ре­шению вопроса о содержании закона «О праве на инфор­мацию» соответствует и выводу экспертной комиссии Европейского Совета. Этот вывод был сделан по докладу руководителя рабочей группы и одобрен предварительной экспертизой на конференции по вопросам развития зако­нодательства в области информации и информатизации в России, которая состоялась в Москве в октябре 1996 г.

3. Третий аспект правового оформления права на ин­формацию — процессуальный. Частично он реализуется на уровне федерального закона. Это не только запрос и по­рядок его обеспечения. Есть немало ситуаций, которые тре­буют более детального урегулирования порядка, например, передачи информации от собственника к другим пользова­телям, правил распространения своей собственной инфор­мации или информационного ресурса, принадлежащего другим лицам.

См.: Павлов И. Ю. Право граждан на доступ к информации о дея­тельности органов государственной власти и судебная практика его за­шиты // Теоретические проблемы информационного права. М. : ИГП РАН, 2006. С. 135-146.

Важное место занимают процедуры защиты права на ин­формацию и самого информационного ресурса от различных угроз. В настоящее время все большее внимание уделяется не только компьютерным преступлениям, но и правонару­шениям в области работы с информацией, ее использова­ния, распространения. В УК РФ содержится около двух десятков статей, предусматривающих составы уголовных преступлений, связанных с проблемой нарушения безо­пасности в области информации и права на информацию. В КоЛП РФ имеется специальная глава по вопросам ин­формации и связи. Это лишний раз подчеркивает значение вопроса о более глубокой проработке процессуальной сто­роны позитивных отношений по поводу применения пра­ва на информацию и одновременно отношений, связанных с реализацией правоохранительных функций государства.

Вопросы определения права собственности, исключи­тельных прав авторов, соблюдения режима ресурса по кате­гории доступа и защиты, правильности документирования и т.д. — все это требует специальных методик, инструкций для держателей информационных ресурсов, соблюдения правил пользователями и, конечно, полной и ясной инфор­мации о таких правилах. В этой части непочатый край рабо­ты. Необходимо обновление правил пользования архивами, библиотеками, поисково-справочными системами различ­ных организаций и учреждений, реализующих функции социально-экономического, культурного, идеологического характера. Для решения этих проблем необходим базовый закон «О праве па информацию».

Закон о праве граждан на информацию призван обе­спечить получение гражданином информации, необходи­мой прежде всего для реализации всех его прав и свобод, для удовлетворения всех его жизненно важных интересов. Это касается его личной жизни, жизни семьи, но не только. Гражданин имеет право на получение, производство и рас­пространение информационного продукта, который он сам создает или приобретает за свои средства. Он может зани­маться и предпринимательством в области информации и информатизации без образования юридического лица, если это не запрещено законом. Все это свидетельству­ет о приоритете правового регулирования права граждан на информацию не только через призму «доступа» к ин­формации.