Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 семестр / Философия / Конспект лекций.doc
Скачиваний:
172
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
2.07 Mб
Скачать

§6. Категории пространства и субстанции. Абсолютное ничто.

6.1.Парадоксальность онтологического мышления. Выше было показано, что реальным бытием обладают только вещи, однако познание их как таковых предполагает их сведение к неким пустым абстракциям или трансцендентным объектам. Последние, не будучи вещами, мыслятся нами, однако, наподобие вещей, что приводит к многочисленным парадоксам (апориям, антиномиям), которыми богато украшено онтологическое мышление. Подобный парадокс, относящийся, правда, скорее к сфере геометрии, нежели онтологии, мы сейчас и рассмотрим, чтобы уяснить специфику формирования концептуальных структур подобного рода.

6.2. Парадокс Аристотеля. Допустим, что у нас имеются два колеса разного диаметра, соединенные общей осью.

О

А1 В1 С1

А В С

В начальный момент времени большое колесо радиуса ОА касается поверхности земли в точке А. Одновременно с этим малое колесо радиуса ОА1 касается параллельной земле плоскости в точке А1. Если колеса покатятся, то в следующий момент с землей соприкоснется следующая после А точка большого колеса В, равно как с параллельной земле плоскостью соприкоснется соответствующая точка малого колеса В1, и т.д., вплоть до тех пор, пока большое колесо не сделает полный оборот, соприкоснувшись с землей в точке С, непосредственно предшествующей А, равно как малое колесо также сделает полный оборот, соприкоснувшись с параллельной земле плоскостью в точке С1, непосредственно предшествующей А1. Таким образом, пройденный большим колесом путь АС окажется в точности равен длине окружности радиуса ОА. Соответственно пройденный малым колесом путь А1С1 окажется равным длине окружности радиуса ОА1. Но

.

Следовательно большое колесо оказывается равным малому. К такому очевидно парадоксальному выводу мы приходим. В чем же наша ошибка? Дело в том, что математическая точка - это пустая абстракция, которой в реальности ничего не соответствует. По этой причине реальное большое колесо касается земли не в точке, а в неком отрезке (хорде?) АВ, равно как реальное малое колесо «касается» параллельной земле плоскости в отрезке (хорде?) А1В1. Но

,

следовательно, составленное из отрезков типа АВ расстояние АС, вопреки видимости не будет равным расстоянию А1С1, составленному из отрезков типа А1В1.

6.3. Четыре фундаментальных онтологических объекта. Учитывая принципиальную парадоксальность трансцендентных объектов, мы приступим теперь к их подробному рассмотрению. В этой связи необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что единственный реальный объект - вещь, ввиду своей конечности, множественности и связанности с другими вещами, всегда выступает в одном отношении как часть, а в другом - как целое. Например, двигатель может быть частью автомобиля, одновременно выступая в качестве целого относительно тех деталей, из которых он собран. Следовательно, всякая вещь есть одновременно и часть, и целое. Однако, наряду с этим мы можем помыслить еще три объекта, которые оказываются невещественными, т.е. трансцендентными. Во-первых, это нечто, являющееся целым по отношению к любой мыслимой вещи, но не являющееся частью чего-либо. В онтологии подобный объект именуется пространством. Во-вторых, можно представить себе нечто, являющееся частью любой мыслимой вещи, но не выступающее ни для какой мыслимой вещи в качестве целого. В онтологии подобный объект именуется субстанцией. Наконец, в-третьих, можно ввести объект, не могущий выступать ни в качестве целого, ни в качестве части по отношению к любым мыслимым вещам. В онтологии подобный объект никак не именуется, поэтому мы будем именовать его абсолютное ничто.

Суммируя сказанное, можно построить следующую таблицу:

Тип объекта

Спецификация

1. Вещь

Целое и часть

2. Пространство

Целое, но не часть

3. Субстанция

Часть, но не целое

4. Абсолютное ничто

Не целое и не часть

6.4. Пространство как вместилище. Пространство представляет собой абсолютную целостность в том смысле, что нет никакой иной целостности, в которую могло бы быть включено само пространство. По этой причине пространство одно, поскольку при существовании нескольких пространств с необходимостью встал бы вопрос об их субординации. Далее пространство бесконечно, поскольку конечное пространство всегда могло бы быть ограничено чем-то иным, большим, нежели оно. Наконец, пространство как таковое пусто, поскольку все, что находится в пространстве (а это вещи) по определению отлично от самого пространства. Тем самым пространство мыслится нами в качестве некой предельной вещи, частями которой являются все прочие вещи. Очевидно, что пространство измысливается нами дополнительно к вещам, чтобы иметь возможность мыслить вещи, следовательно, реально оно не существует.

6.5. Онтологическое и физическое пространство. Онтологическое пространство следует отличать от физического, т.е. объяснительной конструкции, используемой в рамках теоретической физики. Например, такие «свойства» пространства как трехмерность и искривленность (неевклидовость) являются исключительно физическими, но не онтологическими (метафизическими) конструктами. Дело в том, что трехмерность пространства никак не вытекает из фундаментальной онтологии, и потому может быть введена лишь в качестве дополнительного (ad hoc) к основным положениям принципа. Что же касается представлений об искривленном пространстве, то здесь последнее наделяется некоторыми вещественными свойствами, превращаясь в реальный объект, наподобие континуума, непрерывно взаимодействующий с погруженными в него вещами, которые, в зависимости от своей массы, способны в той или иной степени искривлять его.

6.6. Пространство и мир. Пространство следует также отличать от мира, представляющего собой совокупность всех существующих вещей. Мир или Вселенная не есть вещь, поскольку он не является частью другой вещи. Однако, мысля мир конечным, т.е. ограниченным пустым пространством, мы превращаем его в своеобразную псевдовещь, наделяя его в своем воображении реальным бытием. На самом же деле Вселенная бесконечна, и потому мысля ее наподобие конечной вещи, мы совершаем недопустимую подмену.

6.7. Единство мира. Мир есть не просто сумма всех вещей, но совокупность взаимодействующих вещей, т.е. некая целостность, в дополнение к которой домысливается невзаимодействующее с ней пространство. Последнее, как мы показали, едино, поскольку

.

Можно ли, однако, то же самое сказать и о мире? Един ли он? Очевидно, что последнее может иметь место только в том случае, если все без исключения мыслимые вещи необходимо взаимодействуют друг с другом, т.е. не существует невзаимодействующих вещей. В противном случае мы должны допустить существование т.н. параллельных миров, каждый из которых существует так, как если бы параллельного ему мира вообще не существовало.

6.8. Определение субстанции. Очевидно, что характер взаимодействия вещей определяется не только структурными, но и субстратными их характеристиками. По этой причине для решения вопроса о единстве мира следует обратиться к категории субстанции. Последнюю мы определили как часть, но не целое, т.е. как то, из чего состоят все вещи, но что само не из чего уже не состоит. Простейший пример субстанции - бесструктурные атомы, которые, как это было показано выше (п.5.10.), являются пустыми абстракциями, т.е. реально не существуют. Если пространство - это предельная вещь, которая содержит все прочие вещи, то субстанция - это предельная вещь, которая содержится во всех прочих вещах.

6.9. Субстанция и единство мира. Очевидно, что единство мира предполагает единственность составляющей его субстанции. Но единственна ли субстанция, составляющая мир? Многие философы, в т.ч. традиционно относимые к материалистам, отвечали на этот вопрос отрицательно. Например, Спиноза выделяет две субстанции - духовную и телесную154, доказывая затем, что они действительно различны155, поскольку «каждая из них может существовать без другой»156. Действительно, наши мысли и понятия, составляющие духовную субстанцию, непосредственно никак не влияют на телесную субстанцию. В частности, я могу сколь угодно долго думать о необходимости включения света в комнате, потому что темно, но свет не включится, пока я не встану и не включу его. Следовательно, мои мысли не влияют на тела. С другой стороны, однако, факт движения моего тела под воздействием моих мыслей свидетельствует о том, что на некоторые вещи дух все-таки влияет, что делает телесное частично зависимым от духовного. Аналогичным образом можно доказать, что и духовное частично зависит от телесного, поскольку ход моих мыслей в значительной степени определяется состояниями моего тела.

6.10. Духовный мир. Постулируя существование духовной субстанции, мы, тем самым, осуществляем своеобразное удвоение реальности, допуская существование двух параллельных миров: духовного и телесного. К миру вещей добавляется некий мир идей (понятий), причем последние субординированы и координированы совсем иначе, нежели соответствующие им вещи. Например, в мире вещей комната включена в дом в качестве его части. Однако в мире понятий понятие комнаты вовсе не включено в понятие «дом», будучи включенным в понятие «помещение». Аналогичным образом обстоит дело и со сновидениями, фантазиями, галлюцинациями, книгами, кинофильмами, компьютерной виртуальной реальностью, образующих своеобразные параллельные телесному миры, где «вещи» могут быть координированы совершенно иначе, нежели в «действительном» мире.

6.11. Сущность абсолютного ничто. В свое время средневековые философы сформулировали проблему универсалий, которую в настоящем контексте можно свести к следующему вопросу: «Если универсалии (идеи, общие понятия) реально существуют, то где именно?». Действительно, людей, например, много, а понятие «человек» - одно. Где именно в пространстве оно сейчас пребывает? «Правильный» ответ на данный вопрос дали номиналисты: «Нигде!». Действительно, поместив универсалию в пространство, мы, тем самым, превращаем ее в вещь, точнее, в псевдовещь, наподобие пространства, атомов или мира. Но понятие не есть вещь, ни даже псевдовещь; оно есть «вещь» из другого, параллельного телесному мира. Следовательно, в телесном мире оно нигде не присутствует, что, как не трудно в этом убедиться, превращает его в абсолютное ничто. Более того, духовный мир относительно телесного мира есть абсолютное ничто. Однако телесный мир относительно духовного мира также представляет собой абсолютное ничто. Таким образом, абсолютное ничто представляет собой отношение двух параллельных миров, каждый из которых не есть ни часть, ни целое для другого, ни вместе они не образуют никакой реальной целостности, ввиду различия составляющих их субстанций.