Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 семестр / Философия / Конспект лекций.doc
Скачиваний:
172
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
2.07 Mб
Скачать

§2. Материалистическая диалектика.

Первоначально под диалектикой понимали искусство ведения спора. Диалектик доказывал внутреннюю противоречивость позиции своего оппонента и тем самым опровергал его точку зрения. Впоследствии Гегель интерпретировал диалектику как саморазвитие Абсолютной Идеи через серию последовательных самоотрицаний. Маркс переосмыслил идеи Гегеля материалистически, постулировав, что противоречия в нашем мышлении есть отражение противоречий в окружающем нас мире.

2.1. Марксистское определение диалектики. В своей трактовке диалектики Энгельс исходил из убеждения, что «наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласоваться между собой»42. Исходя из единства мышления и бытия, марксисты определяют диалектику как «науку о наиболее общих законах всякого движения», т.е. науку о наиболее общих законах природы, общества, мышления.

В марксизме диалектика выступает одновременно как теория развития, теория познания и макросоциологическая теория. Она представляет собой некую универсальную схему, которая может быть наложена практически на любую мыслимую ситуацию или явление.

2.2. Диалектика и метафизика. В историческом и логическом плане альтернативой диалектике выступает метафизика. Сторонники последней исходят из убеждения об отсутствии каких бы то ни было противоречий в объективной действительности, метафизически понятый мир абсолютно непротиворечив, вследствие чего противоречия однозначно свидетельствуют о слабости и ограниченности познающего субъекта. С точки зрения метафизика адекватно отразить окружающий мир способно лишь непротиворечивое мышление, в связи с чем подлинно научным традиционно считалось непротиворечивое описание мира.

Марксисты демонстрировали откровенное неприятие метафизики, обвиняя ее в односторонности, неспособности описать развитие и т.д. По мнению марксистов, метафизика описывала лишь предметы, тогда как задача заключалась в том, чтобы описать процессы, что можно было осуществить только диалектически, то есть противоречиво.

2.3. Основная идея диалектики. С точки зрения марксизма всякое явление окружающего мира - от глобального до самого незначительного представляет собой единство противоположностей. Бытие внутренне противоречиво, и хрупкое единство, характеризующее всякую целостность, в любой момент может быть нарушено. Тяготея друг к другу в рамках целостности, противоположности непрерывно «борются» друг с другом, что с неотвратимостью приводит сначала к изменению, а затем и упразднению исходного объекта, к новому синтезу противоположностей в рамках новой целостности.

Так, например, нация объединяет представителей различных классов, семья - представителей противоположных полов, спортивные состязания - участников и болельщиков, торговля - продавцов и покупателей, образование - учителей и обучаемых. При этом болельщик может стать спортсменом, покупатель - продавцом, ученик - преподавателем, т.е. одна противоположность может перейти в другую. Устранение противоположности приводит к разрушению исходной целостности, когда покупатель приобретает те вещи, которые имеются у продавца, а ученик - те знания, которыми обладает учитель. Наконец, удовлетворенный покупатель может сдавать приобретенное в аренду , объединяющую арендодателей и арендаторов, а выучившийся студент откроет собственное предприятие, объединяющее исполнителей и заказчиков, т.е. выйдя из одного отношения противоположностей, люди войдут в новое, качественно иное отношение, также предполагающее единство взаимоисключающего.

2.4. Категории диалектики. Следуя основной идее диалектики, марксисты пытались описывать материальный мир при помощи совокупности взаимоисключающих полярных категорий. Например, всякая вещь может быть понята как единичное, особенное и всеобщее. «Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного», - учил В.И. Ленин43.

2.5. Причина и следствие. По мнению марксистов, всякая причина является одновременно следствием другой причины, а всякое следствие есть одновременно причина другого следствия. Например, болезнь может быть причиной смерти, являясь одновременно следствием заражения. Марксисты отрицали существование конечных причин, не являющихся одновременно следствиями еще чего-то, и бесплодных следствий, не влекущих за собой никаких иных явлений.

2.6. Форма и содержание. В марксизме отрицается существование чистых форм, лишенных всякого содержания, чистых, абсолютно неоформленных содержаний. Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна. При этом изменение содержания должно рано или поздно повлечь за собой соответствующее изменение формы, в то время как обратный процесс представляется марксистам весьма проблематичным. Несоответствие формы содержанию решается марксистами в пользу содержания и никогда в пользу формы. Иначе говоря, форма в марксизме оказывается до некоторой степени подчиненной содержанию, что более соответствует материалистическим представлениям, нежели диалектическим, предполагающим приблизительную равнопорядковость противоположностей, т.к. подчиненное способно противостоять подчиняющему только по видимости.

2.7. Часть и целое. Часть предполагает существование целого, частью которого она является, равно как и целое предполагает наличие составляющих его частей. Всякое целое может рассматриваться как часть более сложного образования, равно как и часть представляет некое целое, состоящее из других, более мелких частей. С точки зрения марксизма ни об одном объекте окружающего нас мира нельзя сказать просто: «Это часть или это целое». Всякий предмет есть одновременно и часть и целое.

2.8. Необходимость и случайность. Марксисты подвергают решительной критике т.н. лапласовский детерминизм, согласно которому все явления в природе и обществе протекают по законам необходимости, а случайность есть следствие простого незнания и ограниченности познавательных способностей личности. Случайность для марксизма столь же объективна, как и необходимость. Более того случайность необходима, поскольку она имеет под собой некое основание, а необходимость случайна, ибо не имеет основания.

2.9. Сущность и явление. Аналогичная диалектическая схема используется марксизмом применительно к категориям сущности и явления. «Всякое явление есть проявление сущности»44. С другой стороны, всякая сущность так или иначе является. Марксисты отрицают существование кантовской «вещи в себе», сущность которой никак не проявляется и поэтому принципиально недоступна человеческому восприятию. В определенном смысле всякое явление можно рассматривать как сущность и всякую сущность как явление.

Например, молекулярное движение тел, рассматриваемое в термодинамике как сущность температурных эффектов, оказывается явлением в рамках квантовой механики, скрывающим за собой другие, более глубокие сущности. В целом, однако, марксисты склоняются к жесткому отграничению сущности от явления, предпочитая говорить не о явлении-сущности и сущности-явлении, а о сущностях различного порядка.

Одной из важных сторон сущности является кажимость. «Кажущееся, - писал В.И. Ленин - есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то. Кажимость есть явление сущности в самой себе»45.

2.10.Возможность и действительность. Действительность есть реализованная возможность, и в этом смысле всякая действительность возможна. Данный вывод, следуя используемой марксистами диалектической схеме, необходимо было дополнить обратным выводом: всякая возможность действительна, хотя бы потому, что она уже существует в действительности как возможность. Именно здесь с наибольшей силой проявилось системное противоречие между дуалистической по своей сути диалектикой и монистическим материализмом. «Возможное! Мало ли что возможно! Что только не возможно на свете! Марксизм опирает политику на действительное, а не на возможное», - писал В.И. Ленин46. Признание равнозначности возможности и действительности, единства этих двух противоположностей, автоматически приводило к признанию равнозначности материального, как разновидности действительного, и идеального (духовного) как разновидности возможного, с чем марксисты не могли согласиться.

2.11. Основные законы диалектики. Фундаментальные законы диалектики первоначально были сформулированы Гегелем применительно к мышлению. Энгельс переформулировал данные законы, экстраполировав их на природу и общество. В марксистской трактовке законы диалектики - взаимный переход количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания - являются всеобщими законами всякого развития. Попытка формализации данных законов по аналогии с законами формальной логики, предпринятая в 60-70-е годы ХХ века советскими философами (Э. Ильенков, А. Зиновьев), закончилась абсолютно безрезультатно, ввиду специфического характера диалектического мышления и системных особенностей марксизма.

2.12. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество - это то, что обеспечивает сохранение самотождественности объекта. Если лицо человека будет обезображено до неузнаваемости, мы все равно будем воспринимать его, как того же самого человека, а не другого. Если же человек полностью утратит разум, при сохранении внешнего вида, он станет для нас другим ,т.к. именно разум и есть качество человека.

Количество - категория, противоположная качеству. Утрата количественной характеристики не приводит к нарушению самотождественности объекта, к превращению его из этого в другой. Закон перехода количества в качество гласит, что серия последовательных количественных изменений объекта рано или поздно должна привести к его качественному изменению, а качественное изменение с необходимостью должно сопровождаться серией количественных изменений.

Если у волосатого достаточно долго выдергивать по одному волоску, он превратится в лысого; если дневной рацион питания лошади достаточно долго уменьшать всего на одну горсточку, лошадь рано или поздно умрет с голоду; если к одному камню добавить другой, к другому третий и т.д., рано или поздно мы будем иметь кучу камней.

2.13. Закон единства и борьбы противоположностей. Центральный закон марксистской диалектики, согласно которому всякое развитие происходит по следующей схеме: единство противоположностей - поляризация - борьба противоположностей - синтез качественно нового. Первоначально составляющие объект противоположности трудно различимы, объект представляется единообразным, однородным, бесструктурным. С течением времени, однако, противоположности поляризуются, становясь все более явственными. Поляризация плавно переходит в борьбу противоположностей, которая ,в принципе, может завершиться временной «победой» одной из них. В этом случае воспроизводится первоначальная ситуация, вновь приводящая к поляризации и борьбе, и так до тех пор, пока в системе не возникнет качественно новое образование («не то, и не другое»),утверждение которого делает объект другим и переводит его в качественно иное состояние. Марксисты применяли закон единства и борьбы противоположностей, главным образом, для описания макросоциальных процессов: классовой борьбы, революций, войн и т.д. Менее успешными представляются попытки применения данного закона в процессе описания естественнонаучных явлений: биологических, геологических, химических и особенно физических.

2.14. Закон отрицания отрицания. Суть данного закона впервые была сформулирована Гераклитом, провозгласившим, что «в один поток нельзя вступить дважды». Поскольку мир пребывает в непрерывном движении и развитии, возвращение объекта к исходному состоянию представляется диалектикам принципиально невозможным. Так человек может тяготиться своей деятельностью и сменить профессию, а затем, устав от новой деятельности, вернуться к первоначальной. При этом он не перейдет в прежнее состояние, т.к. привнесет в свою старую деятельность нечто новое, ранее для нее не свойственное.

Согласно закону отрицания отрицания, всякое развитие происходит по спирали. Уходя из первоначального состояния объект отрицает себя, затем уходя из нового состояния, отрицает свое отрицание, что переводит его в третье состояние, близкое первоначальному, но не тождественное ему. По существу это третье состояние представляет собой некий синтез двух предшествующих состояний.

Таким образом, закон отрицания отрицания описывает объекты как бы извне, в то время как закон единства и борьбы противоположностей описывает их как бы изнутри. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные позволяет выявить основные условия трансформации одних объектов в другие.