Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 семестр / Философия / Конспект лекций.doc
Скачиваний:
172
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
2.07 Mб
Скачать

§2. Категории вещи, части и целого.

2.1. Начало онтологии. Всякая онтологическая система должна представлять собой дедуктивно упорядоченную совокупность понятий, т.е. концептуальную структуру, где одни положения выводятся из других, подобно тому, как это делается, например, в рамках эвклидовой геометрии. В данной связи особую значимость приобретает вопрос о начале онтологии, т.е. о том первопонятии, из которого посредством определенных смысловых операций можно получить все остальные возможные онтологические конструкции. У Гегеля, например, в качестве подобного первопонятия непосредственно выступает понятие бытия. Фихте попытался положить в основу своей онтологии категорию Я. Наконец, у Канта в качестве высшей онтологической категории рассматривается понятие вещи. В целом, данный список можно продолжить, упомянув атомы Демокрита, монады Лейбница, присутствие Хайдеггера, материю марксистов и т.д.. Однако требование систематичности изложения требует как-то определиться с первоначалом, и потому мы остановимся на кантианском видении онтологии, выбрав в качестве искомого первоначала понятие вещи.

2.2. Определение вещи. Вещь - это то, что непосредственно доступно нам в созерцании. Грубо говоря, вещью является все то, что непосредственно можно увидеть или представить мысленно: столы, стулья, деревья, атомы, драконы, электромагнитные волны и т.д.. По этой причине представление о вещи оказывается для нас интуитивно ясным, т.е. не нуждающимся в каком-либо дополнительном разъяснении. Последнего, однако, нельзя сказать, например, о «Я», которое само по себе представляет проблему, так что вместо себя мы на самом деле мыслим некую «мыслящую вещь» (res cogitans - лат.). Равным образом и «бытие» интуитивно не столь ясно, как это может показаться на первый взгляд, поскольку именно оно и представляет собой основную проблему онтологии.

2.3. Связанность вещей. Всякая вещь непосредственно связана с какими-нибудь другими вещами. Вещь не может существовать сама по себе. Она существует только наряду с другими вещами и даже только через другие вещи. В этом смысле всякое познание вещи есть представление ее через другие вещи, более для нас понятные.

2.4. Часть и целое. Субординация. Простейшая форма связи между вещами - субординация, когда одна вещь включена в другую. Концептуально отношение субординации выражается философскими категориями части и целого. При этом, частью именуется вещь, включенная в другие вещи, а целым - вещь, включающая в себя другие вещи. Например, колесо может быть частью автомобиля, поскольку оно включено в автомобиль, а ноги - частями человеческого тела, поскольку они у нас есть. В то же время дом есть целое, поскольку в нем в качестве частей содержатся стены, окна, крыша и т.д..

2.5. Организмы, механизмы и агрегаты. Если части, составляющие данную вещь, могут существовать только в составе данной вещи как целого, то подобная вещь именуется организмом. Например, части нашего тела в естественных условиях не могут существовать сами по себе, быстро разлагаясь. Для поддержания их существования необходимо интегрировать их в состав другого целого, например, механических систем жизнеобеспечения, которые, скажем, подкачивали бы кровь в ампутированную голову, как это описано в известном фантастическом романе А. Беляева. В то же время существует множество других вещей, части которых могут сколь угодно долго существовать, не будучи интегрированы в состав данных вещей как целого. В том случае, если после интеграции в целое, соответствующие вещи, как части, утрачивают самостоятельное существование, соответствующее целое именуется механизмом. Например, к числу механизмов относится автомобиль, могущий существовать в двух состояниях: разобранном (мы видим части, а целое только мыслится) и собранном (мы видим целое, а большинство частей домысливается). Наряду с механизмами можно выделить также агрегаты или целые, части которых продолжают самостоятельное существование наряду с ним. Агрегатами, например, являются: публика в театре, пчелиный улей, город, планетная система и т.п..

2.5. Первичная классификация вещей. Обобщая сказанное, можно построить следующую классификацию возможных вещей, которую мы будем именовать первичной:

Тип вещи

Организм

Механизм

Агрегат

Характеристика способа существования частей.

Только в рамках целого.

Либо в рамках целого, либо вне его.

И в рамках целого, и вне его.

Таким образом, части могут существовать либо только в рамках целого (организм), либо не только в рамках целого, сохраняя при включении в целое свое самостоятельное существование (агрегат), либо нет (механизм). Очевидно при этом, что частей, существующих исключительно вне целого, быть не может, равно как не может быть целого, существующего исключительно без своих частей.

2.6. Парадокс целостности. Легко заметить, однако, что между целым и частями существует некая принципиальная асимметрия, выражающаяся в том, что частей в рамках целого много, тогда как целое в рамках целого одно. По этой причине всякая часть, выключенная из целого, на время своего выключения из него перестает быть частью этого целого, в то время как целое, утратившее некоторые свои части, в принципе, может при этом оставаться целым. В данной связи возникает вопрос: какое количество и каких именно своих частей нужно утратить целому, чтобы утратить при этом свою целостность? Последнее затруднение было осознано философами еще в эпоху Античности, что получило свое выражение в многочисленных софизмах, из которых приведем один, именуемый «Лысый». Спрашивается, если у волосатого человека вырвать один волосок, станет ли он лысым? Нет. А если два? Тоже нет. А если сотню? Какое вообще количество волосков должен утратить человек, чтобы при этом утратить и свою волосатость, превратившись в лысого? Исследователи самых различных профилей до сих пор не могут сформулировать четкого количественного ответа на данный вопрос.

2.7. Субординация и координация. До сих пор мы рассматривали связь между вещами исключительно в плане субординации, т.е. включения одних вещей в другие. Тем самым связи между вещами располагались как бы в вертикальной плоскости: от меньшего к большему и от низшего к высшему. Однако связи между вещами наличествуют и в своеобразной горизонтальной плоскости. Подобного рода связи, когда одна вещь воздействует на другую вещь, будучи при этом вне ее, мы будем именовать координацией. Иначе говоря, если субординация представляет собой форму связи частей с целым, то координация - это форма связи частей между собой, позволяющая им образовывать соответствующую целостность. Например, мужчина и женщина составляют семью не чисто автоматически, в силу простого своего существования, а лишь благодаря возникновению между ними определенных и весьма многообразных координационных связей.