Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700258.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.7 Mб
Скачать

Концептуализация невербальных средств коммуникации в нейролингвистическом программировании

В последние годы активно развивается новое междисциплинарное направление, основанное на использовании достижений нейрологии, лингвистики и лечебной педагогики, и называемое нейролингвистическим программированием (NLP). Данное научное направление изучает соотнесение и взаимозависимости мимики и жестов человека с происходящими в его голове мыслительными и нервными процессами с целью применения полученных результатов в педагогической деятельности.

Основная концепция NLP заключатся в том, что по лицам людей в ничуть не меньшей степени, чем по их словам, можно судить об их актуальном психологическом, и, в частности, эмоциональном состоянии, например нервничают ли они, удивлены чем-то, сердятся или радуются. Телесные проявления эмоций мы наблюдаем главным образом в мускульной активности отдельных частей лица человека, его рук, ног и головы, в позах, которые человек принимает, в модуляциях голоса и изменении тона, в особом дыхании и др. Эмоции, обычно обозначаемые в языке эмоциональными глаголами, могут проявляться в акте коммуникации также и в жестах, доступных внешнему наблюдению. Когда человек неистовствует или беснуется, он обычно ругается, крутит головой из стороны в сторону, бегает, сжав кулаки, трясет ими, а когда радуется, ликует или торжествует, то улыбается, смеется, танцует, поет, хочет поделиться своей радо­стью с другими людьми и т.п. Как указывает А. Вержбицкая, "русские активно и вполне сознательно "отдаются во власть" стихии чувств".

Жест, как и всякий знак, имеет означающее, означаемое, синтактику и прагматику, причем связь между означающим и означаемым носит в большинстве случаев конвенциональный характер. Поэтому движениями, а не жестами являются, например, вращение головой из стороны в сторону, когда натирает шею тугой воротничок, смена положения ног в случае, когда они затекли от долгого сидения нога на ногу, почесывание, когда чешется, моргание — не сознательно совершаемое подмигивание, а именно моргание глазами (например, в случае сильного ветра, солнца или попадания в глаз соринки), движения человека, отгоняющего от себя комаров, гримасы боли, смахивание крошек со стола, различные подергивания, вызванные непроизвольным сокращением мышц, горизонтальное положение тела спящего и тысячи других. Жесты служат для выражения некоторого, обычно конвенционального, смысла, подлежащего лексикографированию.

Жест поцелуй в губы похож на многие нежестовые физиологические действия, в частности на паралингвистические сигналы крика или плача, тем, что оказывает непосредственное воздействие на ток крови, изменяющий температуру мозга. Аналогично, сосание маленькими детьми пальца — это физиологическое действие, которому ребенка никто специально не учит и которое считается вредной привычкой, потому что от нее впоследствии бывает трудно избавиться.

В действительности, однако, сосание пальца является абсолютно естественным физиологическим движением, поскольку при нем осуществляется глубокое носовое дыхание, охлаждающее мозг. Детский мозг дает телу чуть ли не 80% всего тепла, и выходит, что у ребенка имеется не одна, как считалось ранее, а по меньшей мере две, с физиологической точки зрения равно серьезные, причины для сосания пальцев. Во-первых (и это есть та самая известная единственная причина), сосание пальца является сохранившимся с младенческих лет рефлексом, который возник при всасывании молока из материнской груди. Этот рефлекс, как утверждает современная физиология, безусловный и является следствием естественных физических напряжений. Во-вторых, сосание приводит к охлаждению мозга, а это, как мы уже знаем, путь к удовольствию и наслаждению.

Исследователи, работающие в области NLP, осознают, что в русском языке есть много слов и фразеологических единиц, обозначающих состояния и действия высокой интенсивности. Важный аспект русской языковой концептуализации психологических состояний, в том числе эмоциональных, — это их отношение к идее температуры (см. такие слова, как "кипятиться", "кипяток", "с горячей головой", "горячиться", "горячая кровь", "бурлить", "пылать", "вспыльчивый", "вспылить", "вспыхнуть", "воспламенеть", "гореть", с одной стороны, и "хладнокровный", "остыть, охладись!", "охладеть", "прохладиться", с другой). Ср. также английские сочетания boiling mad, hothead, cool as a cucumber "хладнокровный, невозмутимый" или выражение cooling down, имеющее в большом словаре Вебстера стилистическую словарную помету "спорт." и означающее "приведение организма в нормальное (NB) состояние после соревнования или тренировки".

Оценки эмоционального поведения и состояния людей, стоящие за словами одной температурной шкалы, тоже быва­ют разные. За "крайними точками шкалы" — словами и метафорическими выражениями, относящимися к этой сфере, стоят отрицательные оценки: не следует "горячиться", плохо быть и "вспыльчивым", и "холодным как лед", трудно общаться с человеком, который постоянно "кипятится". С обозначениями других точек и областей шкал ситуация сложнее. Так, например, прилагательное "прохладный" в температурном значении не означает "охлаждающий до приятного состояния", как утверждается в работе М. Копчевской-Тамм и Е. Рахилиной, оценка состояния как приятного возникает при особом употреблении этого слова и не является фактом семантики. Если температура окружающей среды до момента речи была значительно выше нормы, то ослабление жары или соприкосновение

тела с более холодным всегда оценивается как приятное. Иными словами, оценка связана с движением по шкале от горячего к холодному.

Положительная оценка связана именно с движением в этом направлении, а не наоборот. Поэтому оценивается как плохой "прохладный день", если на улице вообще холодно. "Прохладный ветер" исключительно приятен после изнуряющего духотой дня, но не холодной весной или осенью. Сочетание "прохладная печка", оцениваемое как крайне сомнительное в упомянутой выше работе, с языковой точки зрения нам кажется вполне допус­тимым, а ощущение от прохладной печки, на которой лежат во время жары (или если в это время к ней прислониться), очень даже приятное. Однако холодное или прохладное состояние печки, используемой в своей обычной функции как нагрева­тельный аппарат, оценивается, разумеется, негативно.

Интенсификация выражения чувств и положительных отношений с помощью жестов может быть также передана исходно температурными прилагательными со значением высокой интенсивности. Такие жесты, как горячие аплодисменты или объятия, возникают как отклик или как сознательная активная реакция на некоторые в высшей степени положительные события — радость от соприкосновения с прекрасным или, соответственно, радость от встречи с приятным человеком. Объятие и, например, такой жест, как поцелуи в щеку, бывают и выра­жением любви, но не чувственной, так как тогда бы мы скорее говорили о "жарких объятиях" или "поцелуях", ср. нормальное "горячее приветствие", но плохо "жаркое приветствие". "Жаркая любовь" — это не то же, что "горячая любовь", а "жаркие объятия", как и "пылкие" или, в еще большей степени, "знойные", — это слова из сферы плотской, чувственно-интимной, в то время как "жаркие слова" — это выразители страсти.

Как нам представляется, приведенные языковые температурные концептуализации, оценки и метафоры становятся более понятными и получают адекватное объяснение, если выйти за пределы лингвистики и обратиться к физиологии чувств и эмоциональных проявлений.

Литература

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - С. 46.

2. Гусева А.И. Теории и практика нейролингвистического программирования. - М., 1999. - С. 3-5.

3. Заболотский А.Н. Развитие теории NLP. - М., 1999. - 24с. 4. Налимова Ф.С. NLP: Практикум. - М., 2000. С. 36-37.

Р. М. Назар

Украина, Макеевка