Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

211

ми федеральными законами о видах государственной служ­бы48. Кроме того, размер оплаты труда официалов суще­ственно повышается. Все это не могло не вызвать благодар­ный отклик политического класса на действия президен­та, который получил мощную поддержку в лице всего рос­сийского чиновничества, пережившего ужасы Ельцинской «кадровой мясорубки». Административная реформа, нача­тая Путиным в 2004 г., призванная сократить численность чиновничества, на самом деле лишь переструктурировала ведомства. Средняя зарплата госслужащих возросла с 200— 300 долларов в месяц до 1000—5000 в зависимости от ранга.

Эти изменения были одной из причин ослабления оп­позиции, которая при Ельцине в значительной степени состояла из «обиженных» и несправедливо уволенных. Те­перь идеологические разногласия потеряли былую остроту, а борьба за власть перешла из фазы стычек кланов в фазу постоянного дележа портфелей и привилегий. Элита стала «окукливаться», с энтузиазмом занялась своим внутренним обустройством и вовсе забыла о проблемах общества.

За три года президентства Путина начали происходить изменения в направлении восстановления некоторых эле­ментов советской номенклатурной системы. Хотя отставки по-прежнему происходят преимущественно до достижения пенсионного возраста, среднее число лет пребывания в должности медленно растет. Маятниковая мобильность Ель­цинских лет почти отсутствует. Все перемещения официа­лов становятся более осмысленными и планомерными. Из-за общего снижения темпов элитного трафика проблема размещения отставников теряет свою остроту.

При Путине возрастает не вертикальная, а горизонталь­ная мобильность в элите. Бывшие губернаторы в массовом порядке становятся членами нового Совета Федерации, бывшие министры — депутатами, бывшие чиновники пре­зидентской администрации находят синекуры в государ­ственном бизнесе, который растет как тесто на дрожжах. Путинская администрация охотно использует в кадровой работе изобретение Ельцина —резервации, — вполне со­знательно перемещая туда «бывших». Более того, если при Ельцине в качестве резервации использовалась только ниж­няя палата российского парламента, то после 2000 года

212

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

такое же значение приобретает и Совет Федерации, кото­рый к моменту завершения своего формирования по но­вым принципам к февралю 2002 г. становится настоящим складом, заполненным отставными официалами ельцинс­кого времени. Так, среди сенаторов 2004 г. имеются 25 быв­ших вице-губернаторов, 17 бывших глав законодательной власти субъектов Федерации, 14 бывших заместителей ми­нистров, 10 бывших членов правительства РФ, 8 бывших губернаторов* 7 бывших мэров, 3 бывших министра субъек­тов Федерации; каждый третий член СФ РФ раньше рабо­тал в аппарате КПСС, а 11 % — в аппарате ВЛКСМ. Но в отличие от экс-элитных зон советского типа, которые были «политическими кладбищами», в верхней палате Федераль­ного Собрания РФ теперь работают на постоянной основе те политики, которые вполне могут претендовать на ста­тус кадрового резерва.

По большинству показателей характер назначений и от­ставок при В.Путине претерпел незначительные измене­ния: возраст входа и выхода, среднее число лет пребыва­ния в должности, удельный вес лиц пенсионного возраста среди отставников — эти показатели пока те же, что и при Б.Ельцине. Но изменилась атмосфера: эйфория от принад­лежности к «команде Путина», растущая уверенность в себе политической элиты — вот настроения, которые царят се­годня в коридорах власти.

Итак, российская элита проделала путь от застоя через революционную турбулентность к новому витку кадровой политики, основанной на предсказуемости и защищенно­сти. За этот период темпы элитного трафика резко меня­лись от черепашьих темпов позднесоветского времени до невероятных вихреобразных перетрясок 90-х годов. Изме­няющаяся политическая система общества требовала все новых и новых политиков, а лавина ненужных отставников переполнила экс-элитные зоны и вышла из берегов. На­чался стихийный процесс выбрасывания чиновников из элиты, который сопровождался протестом бюрократии, стихийным или планомерным созданием в срочном порядке новых «запасников» — тихих гаваней недалеко от элиты для того, чтобы можно было переждать шторм и, возмож­но, опять вернуться на высокие посты. Чиновники вынужде­