Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

315

непосредственного отношения к номенклатуре вроде бы и не имевших. Во главе таких структур появлялись молодые люди, в биографиях которых номенклатурные позиции не значились. Однако их головокружительные финансовые ус­пехи наводили на размышления — откуда в их распоряже­нии оказались такие огромные деньги? Объяснить это можно было только одним: государство само инициировало их бизнес и вливало туда значительные средства. Молодые люди, мгновенно ставшие миллионерами, не будучи сами «номенклатурой», были ее доверенными лицами, трасто­выми агентами государства. Мои собеседники-бизнесмены не раз признавались, что именно так появились крупные частные банки с огромными уставными капиталами: «Ме­натеп», Инкомбанк, Альфа-банк, ОНЭКСИМбанк и др. Термин «уполномоченный» все шире входил в оборот и стал применяться официально для закрепления особой приви­легии — обслуживать наиболее важные государственные операции. Самой большой льготой 90-х годов в России ста­ло разрешение заниматься такой коммерческой деятель­ностью, которая приносила сверхприбыли. Это было раз­решение властей на обогащение.

Основными представителями нового «класса уполномо­ченных» были спецэкспортеры и уполномоченные банки. Именно им было разрешено концентрировать капиталы, получать наивысшие прибыли. В экономике произошел рас­кол на «уполномоченный сектор» и остальные отрасли. Упол­номоченными — то есть близкими к государству, контроли­руемыми государством — стали экспортные отрасли (нефть, газ, металлы, лес и некоторые другие) и финансовые ин­ституты. Именно эти отрасли давали самые быстрые и круп­ные прибыли. Именно эти отрасли стали приоритетными. Практически каждая приоритетная отрасль имела своего политика-куратора: ТЭК — премьер-министра В.Черномыр­дина; металлы — вице-премьера О.Сосковца; экспортно-импортная торговля — министра О.Давыдова; финансы — главу Центробанка РФ В.Геращенко. Постепенно практика внедрения института уполномоченных распространилась и на территории. Первое территориальное сообщество уполно­моченных (этот прообраз будущей олигархии) появилось в Москве. Ее основой стала «Группа Мост» (В.Гусинский),

316

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

объединяющая строительные, торговые и финансовые уч­реждения. Куратором этого бизнеса стал мэр Москвы Ю.Лужков. Затем тот же процесс пошел и в регионах.

Руководство других отраслей или институтов, не попав­ших в число уполномоченных, возмущалось создавшимся положением, критиковало правительство. Некогда могуще­ственные директора ВПК, оставшиеся на обочине россий­ского капитализма, приложили немало усилий для образо­вания своего лобби. Но провал на выборах их политических структур во главе с А.Вольским и Ю.Скоковым еще раз продемонстрировал, что их время еще не настало.

В этот период в экономике происходили не только пла­новые, но и стихийные процессы: промышленность дегра­дировала, в бизнес проникали ловкие представители «плу­тократии», которые по недосмотру иногда добивались столь впечатляющих успехов, что становились народными геро­ями. Появились первые финансовые пирамиды, которые действовали вне государственного контроля. «МММ» и ана­логичные структуры вызвали волну скандалов в обществе, и с ними решено было бороться. Но причиной недоволь­ства властей их деятельностью были не столько нарушения закона (ведь государство само занималось строительством пирамиды государственных облигаций — ГКО), сколько то, что большие деньги не должны были делаться вне госу­дарственного контроля. Стихийным нуворишам «перекры­ли кислород», пирамиды были разрушены, народ потерял свои деньги, а новоявленные миллионеры оказались за решеткой или скрылись за границей. Рынок достаточно быстро начал очищаться от самодеятельных бирж, от пи­рамид типа «МММ» и от мелких банков. В то время как народный капитализм, развиваясь с самого низа, постепенно становился на ноги, номенклатурный капитализм уже во­рочал миллиардами. Между этими двумя секторами эконо­мики была пропасть, преодолеть которую оказалось прак­тически невозможно. Среднего бизнеса, как и среднего клас­са, в России еще не существовало.

В то же время реальный сектор экономики в России продолжал стагнировать. Коллапс СССР вызвал наруше­ние горизонтальных экономических связей, привел к раз­рывам технологических цепочек, к раздроблению гигант­