Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 4. Модернизация верховной власти

263

сы политики за чашкой чая, в неформальной обстановке «без галстуков».

Характерной особенностью стиля Путина является то, что он не использует для выработки стратегических реше­ний ни один из формальных институтов власти. Он тесно работает с частью Совбеза, с некоторыми министрами и некоторыми силовиками. Ни одна из существующих струк­тур его не устраивает в качестве стратегического центра.

Однако эти три стратегические группы элиты имеют неодинаковый вес. Несмотря на важность экономической составляющей, здесь все же не было проведено принципи­альных реформ, что позволяет говорить об относительном снижении веса экономического блока команды В.Путина. Вспомним, какую новаторскую роль играли экономисты (Е.Гайдар, А.Чубайс и др.) при Ельцине, когда ход эко­номической реформы кардинально изменил облик страны. Путин лишь продолжает начатый его предшественником процесс «маркетизации», не меняя его направления и сути. Все путинские экономические шаги носили не стратеги­ческий, а тактический характер. Это было поступательное движение по ранее выбранному курсу, а не структурная перестройка экономики. Поэтому можно говорить об изме­нении баланса сил внутри элиты, связанном с уменьше­нием стратегической роли экономической элиты и увели­чением роли военной элиты. При этом стратегический центр также поменял свое местоположение (см. рисунок 9).

ТОП-ЭЛИТА

Рисунок 9. Конфигурация элиты при Б. Ельцине

264

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ТОП-ЭЛИТА

Рисунок 10. Конфигурация элиты при В.Путине

Роль военных в Путинском режиме

После победы в 2000 году на президентских выборах подполковника госбезопасности В.Путина во властные структуры хлынул поток людей в погонах. На сегодняшний день в России каждый четвертый представитель элиты — военный. И их число продолжает возрастать. Почему это произошло и какие опасности таит в себе милитократия?

Известно, что Владимир Путин стал президентом бла­годаря тому, что Ельцинская элита избрала его на роль «преемника». Общенародные выборы были уже делом тех­ники. Принципиально вопрос был решен задолго до выбо­ров. Поиски преемника начались в 1998 г., когда авторы идеи сформулировали основные параметры личности кан­дидата на пост президента: он должен был быть достаточ­но молодым военным с опытом политической деятельнос­ти, лояльным к действующей власти, умным, прагматич­ным, умеющим нравиться. «Кастинг» кандидатов на пост «преемника» начался с назначения Н.Бордюжи в 1998 г. секретарем Совета Безопасности РФ. Просматривались и кандидатуры А.Лебедя, Е.Примакова, С.Степашина. Луч­шим из возможных кандидатов был признан В.Путин. По­чему же Ельцинская элита так безоговорочно считала, что новым президентом должен быть человек в погонах?

Глава 4. Модернизация верховной власти

265

В Советском Союзе военные ведомства были одним из столпов власти, ее опорой, но никогда не претендовали на прямое вмешательство в политику. Военных не принято было назначать на высокие гражданские посты, в то время как их ведомства нередко оказывались в подчинении граждан­ских лиц — партийных функционеров. Так, анализ назна­чений в КГБ СССР за период 1989—1991 гг. свидетельству­ет о том, что 41% руководителей парашютировал в струк­туры госбезопасности с партийной или комсомольской ра­боты56. В высших эшелонах власти военные составляли со­всем небольшую группу: членами Политбюро ЦК КПСС традиционно были министры обороны, внутренних дел и глава Комитета государственной безопасности СССР. В брежневском Политбюро образца 1981 г. военные были пред­ставлены лишь двумя министрами57. Накануне перестрой­ки эта группа составляла примерно 10% от численности ЦК КПСС, причем наибольшее представительство имел армейский генералитет (от 20 до 30 человек в разные пе­риоды), в то время как руководители МВД и КГБ были представлены 1—3 чел.58

При М.Горбачеве начался распад армии и КГБ, их ре­путация была подорвана, а общественное мнение резко не­гативно оценивало их деятельность. Этот процесс был усилен при Ельцине, когда число самостоятельных воен­ных ведомств федерального уровня перевалило за двадцать, главным образом в результате расчленения КГБ СССР. На базе Комитета госбезопасности были образованы: Служба внешней разведки РФ (первое главное управление), Феде­ральная служба охраны (девятое управление), Федераль­ная пограничная служба (на базе погранвойск при КГБ), Федеральное агентство правительственной связи и инфор­мации (на базе управления правительственной связи КГБ), Главное управление специальных программ при президен­те РФ (на базе пятнадцатого управления КГБ) и др. Были созданы и совершенно новые структуры, при формирова­нии которых использовались преимущественно офицерские кадры КГБ59.

Увеличение числа военных ведомств соответствовало политическим настроениям: общество видело в военных (и особенно в сотрудниках спецслужб) угрозу гражданским

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Таблица 10. Социальный бэкграунд руководителей территориальных управлений КГБ СССР 1989—1991 гг.60

Социальный бэкграунд руководителей КГБ СССР

(п=58чсл.)

Кадровые чекисты

58,6

Пришли в КГБ из номенклатуры, в том числе:     61

41,4

Из комсомольских органов

32,8

Из партийных органов

24,1

Из советских органов

3,4

свободам и правам человека и требовало расформирова­ния ведомств-монстров, сокращения военных расходов, прекращения преследования инакомыслия. В ходе реформ 1991—1995 гг. КГБ был не только расчленен, но и демора­лизован, а Российская армия обнищала и находилась в упад­ке. Все эти изменения происходили на фоне общего ослаб­ления государства. Репрессивный аппарат пришел в упа­док, правоохранительные структуры были коррумпирова­ны сверху донизу. В государстве царили хаос, беззаконие и произвол. Масштаб этих разрушительных процессов был на­столько велик, что начал представлять опасность не толь­ко для общества, но и для самой элиты. В последние годы ельцинского правления стало ясно, что без укрепления го­сударства элита может потерять свои позиции.

При создании и дальнейшей реализации проекта «пре­зидент-военный» сыграл свою роль и миф о Юрии Андро­пове как правителе, который мог бы (но не успел) рефор­мировать советскую систему, не подвергая ее сокрушитель­ному слому. По плану стратегической элиты Путин должен был стать «реализованным Андроповым». Этот план предпо­лагал консолидацию общества, восстановление управляе­мости и усиление контрольных функций государства, вос­становление ряда советских институтов власти. Как ожида­лось, реализация плана должна удовлетворить требовани­ям как элиты, так и общества. Так в недрах администрации президента вызрел план перехода власти от Ельцина к пре­