Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

347

ется недостаточным, так как большая степень нестабиль­ности в политической жизни постоянно ставит под сомне­ние само существование наследуемого статуса. Поэтому в любом обществе бизнес-элита обладает определенным кон­серватизмом, выступает за стабильность и в то же время борется за права частной собственности. Соединенная пу­повиной с политическим классом, бизнес-элита изначаль­но была включена в процесс принятия решений, являясь одной из субэлитных групп. По мере развития реформ эли­та все более фрагментировалась. Связи между ее группами трансформировались, теряя императивный характер, при­сущий взаимоотношению элементов иерархических струк­тур. Если экономическая элита советского периода полно­стью и безоговорочно подчинялась решению верхнего эше­лона политической элиты, будучи отрезанной от принятия политических решений, то в российском обществе перио­да трансформации политические цели приобретшей отно­сительную независимость бизнес-элиты уже не всегда были тождественны целям политиков и чиновников.

Элита в ходе трансформации не оставалась одной и той же группой. Она менялась: и структурно, и функциональ­но, и идеологически. Эта быстрая трансформация обуслов­ливала отсутствие сформированного группового самосоз­нания. Каждая часть элиты пыталась влиять на центры вла­сти, которые также находились в динамике; каждая пыта­лась стать самостоятельным центром власти в сфере своих, определенных законом, полномочий. Те же группы элиты, которые не имели институционального политического ста­туса (а именно к таким группам надо отнести бизнес-эли­ту), не могли использовать подконтрольную им управлен­ческую функцию, и им приходилось действовать нелеги­тимно. В определенные периоды бизнес-элита проникала во власть настолько глубоко, что становилась ее стратеги­ческой группой. И тогда, кроме возможности лоббировать свои интересы, финансируя деятельность политиков, спон­сируя политические проекты, бизнес-элита бралась за ре­шение принципиальных вопросов жизни общества — вплоть до определения дальнейшего пути развития.

Едва оформившись как социальная группа, российские бизнесмены встали перед необходимостью отстаивать свои

348

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

интересы в политической сфере, так как слишком зависе­ли от нее. Цели политической деятельности бизнес-элиты колебались от простого лоббизма интересов отдельных ком­паний и получения экономических привилегий до опреде­ления политического курса, формирования высших орга­нов власти, контроля за назначениями на высшие государ­ственные посты. Все попытки участия бизнес-элиты в по­литике России сводились к следующим формам: личное и открытое участие предпринимателей в выборах; иниции­рование создания политических партий и общественных движений и их дальнейшее спонсирование; приобретение и активация своих политических связей для влияния на процесс принятия политических решений; подкуп чинов­ников и развитие целой агентурной сети «своих людей во власти»; покупка постов в структурах исполнительной вла­сти; организация политических акций. Кроме форм поли­тического участия, бизнес-элита оказывала немалое влия­ние на принятие общегосударственных решений. Техноло­гия такого влияния могла быть различной: от публичных выступлений и приобретения общероссийских СМИ в соб­ственность с целью дальнейшего формирования обществен­ного мнения до спонсирования «мозговых команд» и по­пыток непосредственного влияния на полиси-мейкеров.

Если появление бизнес-элиты мы связываем с «комсо­мольской экономикой», возникшей в 1987 г., то попытки бизнесменов участвовать в политическом процессе стано­вятся отчетливо заметны лишь два года спустя, когда нача­ли создаваться первые бизнес-ассоциации. Процесс инсти-туционализации политического влияния бизнеса сразу был разделен: независимо друг от друга создавались как ассо­циации стихийных бизнесменов, так и ассоциации, пред­ставляющие интересы номенклатурного бизнеса. К струк­турам первого типа относились Союз кооператоров, Союз риэлтеров, Партия народного капитала и т.п. У истоков организаций второго типа стояли «отцы номенклатурной экономики» — Константин Затулин (бывший работник ЦК ВЛКСМ, автор идеи ЦНТТМ, МЖК и МЦ) и Аркадий Вольский (бывший работник ЦК КПСС), Сергей Егоров (бывший работник ЦК КПСС и глава Госбанка России в 1973—1987 гг.). Действия номенклатурных бизнес-органи­

Глава 5. Российская бизнес^элита

349

заций были согласованы с властями. Стихийные же бизнес­мены действовали импульсивно, энергично и не всегда по­следовательно. Они добивались некоторых успехов, пока вла­сти не обуздывали их чрезмерную активность (как это было, например, с партией Народного капитала С.Мавроди).

Первые шаги в политике бизнесменов были наивно-амбициозными. Во время первой волны становления рос­сийского бизнеса на поверхность политической жизни всплыли яркие и одиозные личности типа Артема Тарасо­ва, Германа Стерлигова, Константина Борового. Предпри­ниматели номенклатурного типа еще не были известны широкой публике, так как действовали более осторожно. А.Тарасов легко победил на выборах 1990 г. и стал народ­ным депутатом РСФСР. Вплоть до выборов 1993 г. он оста­вался единственным представителем частного бизнеса в рос­сийском парламенте. В том же 1990 г. бизнесмен Герман Стерлигов создал «Клуб миллионеров» и шокировал пуб­лику своими интервью в прессе, выражая крайне антисо­ветские и националистические взгляды. Впоследствии он финансировал националистическую партию «Русский на­циональный собор», во главе которой стоял его дядя, ге­нерал КГБ Александр Стерлигов. Первой политической организацией стихийного бизнеса стала созданная в 1990 г. Партия свободного труда, организаторами которой стали академик В.Тихонов и Артем Тарасов62.

Параллельно с этим начался процесс организации поли­тических и лоббистских структур, выражающих интересы бизнеса, контролируемого государством. В феврале 1991 г. проходит всесоюзный съезд директоров промышленных предприятий с участием высшего руководства страны, и для работы с частными предприятиями создается Россий­ский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), зарегистрированный на следующий день после введения свободных цен — 3 января 1992 года. РСПП стал правопре­емником Научно-промышленного союза СССР, созданного в 1990 г. Аркадием Вольским, который становится также во главе РСПП63. В том же 1991 г. создается Ассоциация российских банков, которую возглавляет С.Егоров, быв­ший глава Госбанка РСФСР. Кроме этого в зоне контроли­руемого государством бизнеса создается ряд других орга­

350

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

низаций: Конгресс бирж, Московская конвенция предпри­нимателей, Союз нефтепромышленников и проч.64

Несколько месяцев спустя А.Вольский предпринимает шаги для объединения всех бизнес-ассоциаций номенкла­турного сектора и объявляет о создании нового обществен­но-политического движения — Всероссийского союза «Об­новление», который впоследствии станет каркасом другой влиятельной политической силы 90-х годов — «Граждан­ского союза». Учредительная конференция ВС «Обновле­ние» прошла с большой помпой в Колонном зале Дома Союзов в Москве. На конференции выступали влиятель­ные политики: Ю.Яров (председатель комитета Верховно­го Совета России по экономической реформе); В.Шумейко (вице-премьер правительства России); С.Филатов (замес­титель председателя Верховного Совета России); Н.Гончар (председатель Моссовета); Н.Травкин (председатель Демок­ратической партии России). В союз «Обновление» вошли пред­ставители промышленного директората, предприниматели производственной сферы, народные депутаты, ученые и др.

В мае—июне 1992 г. происходит становление Партии эко­номической свободы (ПЭС), объединяющей представите­лей «стихийного» бизнеса. Противостояние структур Воль­ского и Борового становится все очевиднее с углублением экономического кризиса. Директорат, стоящий за Вольс­ким, пытается сместить правительство Гайдара и резко кри­тикует его действия. Частные бизнесмены во главе с Боро­вым выступают против РСПП Вольского, в поддержку гай­даровских реформ. В ответ на попытки Вольского объеди­нить «красных директоров» Боровой выступает с обраще­нием к руководителям 27 партий, профсоюзов и движе­ний, предлагая сформировать союз конструктивных сил. Эта инициатива приводит лишь к объединению ПЭС с Парти­ей конституционных демократов, которые играют более чем скромную роль на политической арене страны. В том же1992 г. создается еще ряд «проходных» структур, пытаю­щихся стать «главными» представителями новой буржуа­зии: это Партия консолидации, Ассоциация промышлен­ников и предпринимателей России и многие другие65.

В этой борьбе между «красными директорами» и наби­рающими влияние новыми бизнесменами на раннем этапе