Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

303

Коммерческая сторона дела была такой: предприятие перечисляло ЦНТТМ определенную сумму по безналич­ному расчету, ЦНТТМ оставлял себе за посреднические услуги от 18% в 1987 г. до 33% в 1990 г., из которых в среднем 5% отчислялись координационному совету ЦНТТМ при горкоме партии25.

Горком КПСС Координационный Совет

Государственное предприятие

«Творческий коллектив»

Рисунок 2. Схема распределения денежных средств при заключении договора между государственным предприятием и «творческим коллективом» посредством ЦНТТМ

Об успешности такого рода бизнеса свидетельствуют цифры роста объемов заключенных ЦНТТМами догово­ров. Так, по данным И.Задорина, за срок чуть более двух лет 27 ЦНТТМ г. Москвы заключили договоры общей сто­имостью 240 млн. руб. Объем выполненных работ рос в пе­риод 1988—1990 гг. по экспоненте, составляя до 60% еже­месячно26. Безусловно, самым известным из руководите­лей остается Михаил Ходорковский, возглавлявший ЦНТТМ «Менатеп» при Фрунзенском РК КПСС (его со­ратниками в тот период были и Леонид Невзлин, и Вла­дислав Сурков, ныне заместитель руководителя админист­рации президента РФ). Среди других руководителей моло­дежных центров — крупный банкир Владимир Преобра­женский, предприниматели от шоу-бизнеса Борис Зоси-мов и Сергей Лисовский27.

Само занятие коммерцией в этот период было привиле­гией и разрешено было лишь немногим. Если в советское

304

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

время привилегии элиты носили «денежно-вещевой» ха­рактер и выражались в предоставлении части государствен­ного имущества в личное пользование, в не афишируемых денежных выплатах, в особой сфере услуг; то в период пе­рестройки привилегии становятся «деятельностными»: но­менклатуре разрешается делать то, что другим запрещает­ся, и извлекать из этого прибыль. Главной привилегией конца 80-х гг. становится разрешение на обогащение. Ком­сомольцы получили эксклюзивное право не только на об­наличивание денег, но и на создание совместных предпри­ятий. Напомним, что возможности вступать в контакты с зарубежными партнерами у всех других членов общества были крайне ограничены. Причем зачастую иностранным партнером оказывалась фирма, созданная теми же комсо­мольцами, переправившими деньги в офшорные зоны.

Номенклатура всегда отличалась особым интересом к сфере международных отношений. И тому было много при­чин, не связанных с проблемами высокой политики. Несо­ответствие официального и реального курса рубля к долла­ру давало значительные прибыли при любых внешнеторго­вых операциях, приносило сверхдоходы тем, кто имел воз­можность часто выезжать за границу. Любые контакты с Западом были не только престижны, но и прибыльны.

С первых же шагов рыночных реформ в СССР сфера международных экономических отношений находилась под пристальным вниманием верхов. Для управления этим про­цессом создается Ассоциация совместных предприятий, ко­торую возглавляет Лев Вайнберг, член консультативного совета при президенте СССР. Первые СП, зарегистриро­ванные Министерством юстиции СССР, имели непосред­ственную связь с КПСС. Например, 12 млн. руб. партийных денег через «уполномоченные» организации (главный вы­числительный центр ВДНХ СССР, всесоюзное объедине­ние «Внештехника» Госкомитета по науке и технике, ПО «Камаз») были внесены в уставной фонд первого совет­ско-американского совместного предприятия «Диалог». Че­рез шесть месяцев после регистрации СП «Диалог» стано­вится учредителем другого СП — «Перестройка», прези­дентом которого становится А.Строев, родственник Е.Стро­ева, тогдашнего секретаря ЦК КПСС. Зарубежными парт­