Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

301

пела изменения. Постепенно молодые бизнесмены, зара­ботавшие свои первые миллионы, вышли из-под контроля своих политических кураторов и пустились в открытое пла­вание. Начиналась эра становления рынка.

«Комсомольская экономика»: суть процесса

За фасадом партийных призывов об экономическом ус­корении и научно-техническом творчестве молодежи сто­яли совсем иные реалии. Не «повышение качества научно-технических и конструкторских разработок» интересовали комсомольцев-бизнесменов, а возможность заниматься беспрецедентно прибыльным бизнесом: обналичиванием денег. Дело в том, что в Советском Союзе возможности получения каждым гражданином доходов были ограниче­ны 1,5 ставки. Это означало, что человек мог работать на основном месте и кроме того иметь 0,5 зарплаты, работая дополнительно. Никаких иных источников доходов у лю­дей не было.

Предприятия получали на свои банковские счета пере­числения из государственных банков, но не могли превра­тить их в наличные. Предприятие, например, не имело воз­можности сделать ремонт в своем офисе, наняв бригаду рабочих. Рабочим надо было платить наличными, а пред­приятия этого сделать не могли. Это была абсурдная ситуа­ция: предприятия имели средства на своих счетах, но не могли их потратить, а люди хотели заработать больше ми­зерной государственной зарплаты, но не могли. Так вот ЦНТТМ было дано эксклюзивное право быть посредника­ми между предприятиями, которые не могли «освоить сред­ства», лежащие мертвым грузом на их банковских счетах, и «творческими коллективами», которые хотели выполнить определенную работу для предприятия и получить за это деньги. При наличии тотального дефицита товаров в конце 80-х гг. в СССР строгое ограничение размеров оплаты тру­да было достаточно эффективным фактором сдерживания инфляции. К тому же контроль «обналичивания» был со­ставной частью контроля над личностью в тоталитарном государстве.

302

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Разрешив ЦНТТМ заниматься заключением договоров с последующей выплатой наличных денег исполнителям, руководство страны пыталось ослабить тиски между посто­янной нехваткой товаров и невозможностью заработать, в которых находилось все население страны. Тогда казалось, что люди будут довольны, получив возможность подрабо­тать «на договорах», и таким образом будет выпущен пар народного недовольства. С другой стороны, поручая зани­маться «обналичкой» комсомольцам, партия была увере­на, что процесс останется под ее контролем. Однако эта логика оказалась ошибочной. Высвобождение безналичных денег предприятий стало началом инфляционного процес­са, который невозможно было обуздать еще почти 10 лет.

Контроль над стремительно богатеющими комсомоль­цами также был иллюзией. Молодые предприниматели «от номенклатуры» цинично произносили привычные речи о научно-техническом прогрессе, а на деле использовали все предоставленные законом возможности для «делания де­нег». Быстро поняв, что ЦНТТМ — это Клондайк, они стали привлекать к «договорной деятельности» всех своих родственников и знакомых для организации фиктивных «временных творческих коллективов», попутно договари­ваясь с руководством предприятий об «их интересе»*. Сис­тема ЦНТТМ положила начало обогащению двух групп бу­дущих бизнесменов — руководителей государственных пред­приятий и руководителей самих ЦНТТМ. Руководители ЦНТТМ стали первичной ячейкой будущего класса упол­номоченных, который все последующие годы бурно разви­вался, имея беспрецедентные привилегии в ведении биз­неса. По данным исследования «Циркона», средний воз­раст этой группы был равен 31 году. До момента назначе­ния руководителем ЦНТТМ на освобожденной комсомоль­ской работе работали 45% опрошенных, в советских орга­нах 10%, в НИИ и КБ, главным образом на должностях секретарей комитетов ВЛКСМ, — еще 45% 24.