Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

361

нину беспрецедентное письмо с предложением перечис­лить государству $140 в качестве компенсации за занижен­ную стоимость компании80. Ни суда, ни приговора по это­му делу не было. Но Потанин после недолгого размышле­ния принял решение, что лучше заплатить, чем и спас свой бизнес от дальнейшего разрушения. Следующим в списке на «равноудаление» оказался глава «Альфа-группы» Михаил Фридман. В структурах принадлежащей ему Тю­менской нефтяной компании прошли обыски. Причиной этого было возбуждение уголовного дела по обвинению в финансовых махинациях на ТНК, имевших место в 1997 г. Последствий это дело не имело. По слухам, Фридман, так же как и Потанин, «откупился». Не обошли стороной не­приятности и главу крупнейшей компании России «Газ­пром» Рема Вяхирева, в офисе которого летом 2000 г. также прошли обыски. Тогда же налоговая полиция сообщила о возбуждении уголовных дел против руководителя ЛУКОЙ­Ла В.Алекперова и главы АвтоВАЗа В.Каданникова. При­глашений «на разговор в Кремль» ждали и другие олигархи.

Бизнес-сообщество впало в растерянность. Такое масш­табное наступление властей на Ельцинских олигархов не могло быть случайным. После недолгого обсуждения оли­гархи решили, что им нужна организация для того, чтобы координировать свои действия по противостоянию влас­тям. Было решено не создавать новую структуру, а исполь­зовать для этих целей действующий Российский союз про­мышленников и предпринимателей (РСПП), который воз­главлял влиятельный Аркадий Вольский. Осенью 2000 г. олигархи вошли в РСПП, потеснив позиции его бывших руководителей — директоров-производственников. После того как к руководству РСПП пришли крупнейшие биз­несмены, эту организацию стали называть «профсоюзом олигархов».

Следующей жертвой режима стал Б.Березовский, кото­рый никак не мог поверить в то, что Путин, возвышению которого он способствовал, станет его врагом. Могуществен­ный олигарх продолжал вести себя независимо, не шел на поклон к новым кремлевским властям и вскоре поплатил­ся за это: он был вынужден покинуть страну во избежание ареста. Новая власть демонстрирует решимость избавиться

362

А НА ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

от тех, кто не хочет жить по новым правилам игры, кото­рые установили пришедшие с Путиным силовики. Эти пра­вила просты: лояльность в обмен на возможность быть бо­гатым в России. Под лояльностью понимается следующее: мало выражать одобрение действиям президента на сло­вах, надо помогать делом: финансировать социальные и политические проекты, инициированные Кремлем, «дру­жить» с чиновниками (то есть платить им «надбавку» к зар­плате). Больше всего новую власть раздражают бизнесме­ны, которые «высовываются», работают на свой имидж, выступают с яркими инициативами. Если предприниматель занимается благотворительностью по собственному хоте­нию, власть трактует это как желание заработать полити­ческий вес (что недопустимо). Если же благотворительные проекты рекомендуются властью, бизнесмен, поддержи­вающий их, идентифицируется как лояльный гражданин. Становится ясно, что любая инициатива, выходящая за рамки бизнеса, наказуема — вот главный постулат «поли­тики равноудаления». Но бизнесмены не сразу осознали, где проходит красная черта, за которую нельзя пересту­пать. Только дело ЮКОСа поставит окончательный диаг­ноз: власть не допустит никакого вмешательства бизнеса в политику.

Михаилу Ходорковскому долгое время удавалось лави­ровать между угрозами, нависшими над бизнесом. «Рав-ноудаление» 2000 г. его не коснулось. И казалось, что опас­ность миновала. В 2002 г. Ходорковский начинает широко­масштабный проект, связанный с созданием фонда «От­крытая Россия». Скрытой целью этого проекта было созда­ние новой генерации политиков демократической ориен­тации, которая будет призвана составить каркас новой вла­сти. Ходорковский считал, что крупный бизнес должен стать основной политической силой в стране. Не бюрократия, а предприниматели должны формировать власть. После эмиг­рации Березовского Ходорковский стал неформальным лидером олигархов, генерирующим новые политические проекты. Это не могло не вызвать напряженного внимания кремлевских силовиков к его деятельности. Путину докла­дывали, что Ходорковский готовится к 2008 г., присмат­риваясь к президентскому креслу, и для этой цели создает