Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 4. Модернизация верховной власти

271

наиболее предпочтительными фигурами. Общество воспри­нимает любого чекиста, претендующего на политическую позицию, как ставленника Кремля (хотя далеко не всегда это так). Избрание военных на губернаторские посты ста­новится настоящей модой. Если до 2000 г. военные с боль­шим трудом побеждают на губернаторских выборах (на­пример, А.Лебедь в Красноярском крае или В.Семенов в Карачаево-Черкесии), то после прихода офицера госбезо­пасности В.Путина к власти победы кандидатов-военных следуют одна за другой: в Московской области — герой афганской войны генерал Б.Громов, в Калининградской — адмирал В.Егоров; в Воронежской — начальник местного управления ФСБ В.Кулаков; в Ульяновской —- армейский генерал В.Шаманов; в Ингушетии генерал ФСБ М.Зязи-ков; в Смоленской области — генерал ФСБ В.Маслов; в Рязанской — генерал ВДВ Г. Шпак.

Роль военных в регионах заметно повышается и после того, как вновь созданные структуры президентских пол­предов начинают координировать деятельность региональ­ных силовиков. Путинская администрация начала перевер­бовку руководителей территориальных управлений всех силовых и правоохранительных ведомств, которые за годы правления Ельцина всё более удалялись от центральной власти, переходя в подчинение губернаторам. Особенно сильно в зависимость от местных чиновников попали струк­туры МВД, налоговые органы, суды и прокуратуры. При­чина такой зависимости была проста — надбавки к зарпла­те, получение жилья, автотранспорта и прочие материаль­ные блага выдавались представителям федеральных орга­нов из рук регионального главы. Связь же с центральным ведомством становились всё более эфемерной: мизерные зарплаты нередко задерживались, а назначения и отставки сотрудников стали невозможными без согласования с ре­гионом. Зависимость федералов от региональных властей стала настолько повысилась, что губернаторы стали пого­варивать о передаче вопросов назначения руководителей силовых и правоохранительных ведомств в их ведение. Вы­строив вертикаль «президент — полпреды — федеральные инспектора», Кремль приобрел разветвленную сеть опор­ных групп, имеющую представительство во всех без исклю­

272

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

чения регионах и состоящую в значительной степени из военных. Ни одна другая группа политической элиты не была столь милитаризована.

Силовики — «правительство президента»

Если в советской системе правительство практически целиком находилось в подчинении председателя Совета Министров (исключение составляли лишь три министра — иностранных дел, обороны и КГБ, которые были членами Политбюро ЦК КПСС и негласно подчинялись прямо ге­неральному секретарю ЦК), то в новой России возникло, по сути дела, два правительства: «правительство премьер-министра» и «правительство президента». Это положение впервые было введено Б.Ельциным, который своим ука­зом 1991 г. подчинил себе КГБ, МВД и Минобороны. Впос­ледствии это положение было закреплено в федеральном конституционном законе РФ от 17.12.1997 г. «О правитель­стве Российской Федерации»»65, который переводил в пря­мое подчинение президента кроме указанных ведомств еще МИД и МЧС.

Таким образом, в отличие от советской регламентации в постперестроечной России разделение правительства на две части было институционализировано. К маю 2000 г. из 58 федеральных органов исполнительной власти уже 16 ве­домств находилось в прямом подчинении президента РФ, что составляло 27,6% от состава правительства. Причем «правительство премьер-министра», объединяющее 72,4% руководителей федеральных ведомств, контролировало глав­ным образом «экономический блок», а силовые структу­ры, руководители которых составляли костяк Совета Бе­зопасности РФ, были подчинены президенту.

Административная реформа правительства, проведен­ная Путиным сразу в марте—апреле 2004 г. и призванная сократить бюрократический аппарат, на самом деле при­вела лишь к его видоизменению. Вместо 23 министерств в декабре 2003 г. после реформы их стало 15. Сократилось и число вице-премьеров. Однако общее число правительствен­ных ведомств возросло с 66 до 80. Правительство также сохранило членение на силовой и экономический блоки (см. таблицу 13).