Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

185

И все же кадровые изменения при Горбачеве осуществ­лялись в рамках традиции смены поколений: если бреж­невские назначенцы в своем большинстве принадлежали к поколению рожденных в 10—20-е годы XX века, то при Горбачеве к власти пришли люди, рожденные в 30-е годы.

Этот объективно сложившийся кадровый кризис не мог быть разрешен прежними методами экскорпорации. Горба­чев должен был предложить тем, кого он увольнял, новые позиции в элите или в экс-элитных зонах, так как суще­ствующих прежде синекур было явно недостаточно для чист­ки такого масштаба. Вопрос был решен следующим обра­зом: все отправляемые в отставку генералы переводились в группу генеральных инспекторов при Министерстве обо­роны СССР. Наиболее молодые отставники «переквалифи­цировались» и отправлялись в советские посольства и кон­сульства за рубеж. Более половины направляемых в «дип­ломатическую ссылку» были секретарями региональных партийных комитетов, остальные — министрами, заведу­ющими отделами ЦК КПСС, заместителями председателя правительства. Такого рода отставки воспринимались но­менклатурой как удачный вариант конца карьеры. Это была давняя традиция, в которой читалось уважение к опаль­ным представителям элиты.

Наиболее престарелым и влиятельным номенклатурщи­кам присваивался почетный статус консультантов при выс­ших органах власти. Если в брежневские годы консультан­тов такого рода имели лишь Верховный Совет СССР или правительство, то теперь круг институтов, где были введе­ны подобные должности, расширился: советники и кон­сультанты появились в министерствах и ведомствах.

Однако количество вакансий, предлагаемых на тот мо­мент отставникам государством, было значительно мень­ше, чем того требовалось. И молодой генсек позволил себе нарушить обычное право номенклатуры — он не стал цере­мониться и просто отправил на пенсию всех, кому не на­шлось почетной должности. Это был один из первых шагов по разрушению номенклатурной системы. Другой шаг был сделан после осуществления политической реформы в 1989 г.: на выборах народных депутатов СССР многие вы­сокопоставленные партийные руководители сделали по­пытку баллотироваться в многомандатных территориаль­

186

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ных округах на свой страх и риск и потерпели фиаско (са­мым громким примером был первый секретарь Ленин­градского обкома КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Ю.Ф.Соловьев). Осмелившись сделать это, Гор­бачев навлек на себя гнев политического класса и получил прозвище «предателя».

Долгий период кадрового застоя и черепашьего темпа вверх идущей вертикальной мобильности сменился другим: все пришло в движение, система вышла из состояния ста­бильности. Никто из членов элиты больше не испытывал уверенности в своем будущем. Номенклатурные традиции нарушались все чаще. Создавались новые институты, кото­рые быстро погибали. Для этих масштабных реформ поли­тической сферы Горбачеву катастрофически не хватало молодых кадров, но тем не менее он никогда не пытался вернуть на ответственную работу прежних чиновников. Зон, где представители элиты могли переждать политические катаклизмы и вновь вернуться к государственной деятель­ности (резерваций), тогда еще не было, но потребность в них назрела.