Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

5.4. Бизнес-элита и олигархия

Удачливые бизнесмены из разряда уполномоченных быс­тро преумножили свои капиталы и стали создавать новые структуры, пытаясь освоить самые прибыльные сферы биз­неса. С каждым годом число коммерческих структур, при­

Глава 5. Российская бизнес-элита

319

надлежащих наиболее успешным бизнесменам, стремитель­но росло. Однако самые известные предприниматели стра­ны далеко не всегда являлись самыми крупными собствен­никами. В этот наивный период «рискованного капитализ­ма» на пике популярности оказывались не те, кто контро­лировал основные экономические ресурсы.

Приведем данные исследования «Лидеры российского бизнеса», проведенного в 1993—1995 гг. сектором изучения элиты Института социологии РАН. В ходе исследования был проведен контент-анализ деловых изданий и выявлены причины популярности ведущих предпринимателей того времени.

Артем Тарасов:

— в 1989 г. заплатил партийные взносы (он был членом КПСС) с суммы месячного дохода в 3 млн. руб., что пре­восходило средний заработок в 10 000 раз;

— был избран в 1990 г. народным депутатом РСФСР;

— выступал в Верховном Совете РСФСР против пре­следований частного бизнеса.

Герман Стерлигов:

— создание «Клуба молодых миллионеров»;

— шокирующие интервью в прессе о том, как он стал миллионером за 1 месяц;

— огромная рекламная кампания биржи «Алиса»;

— намерение поставить в Рио-де-Жанейро памятник Ос-тапу Бендеру из чистого золота.

Константин Боровой:

— огромное количество интервью в СМИ;

— создание Партии экономической свободы.

Михаил Ходорковский:

— создал первый известный коммерческий банк на базе ЦНТТМ;

— слухи о том, что банк «Менатеп» создан на деньги КПСС.

320

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

В конце 1992 г. в России насчитывалось около 1 млн. новых экономических структур, в которых было занято 16 млн. человек, составляющих 22% от всей рабочей силы. Была создана новая банковская система, некоторые ми­нистерства и крупные предприятия получили статус ак­ционерных обществ. Но в целом промышленность была все еще недоступна для частного бизнеса. Бурно разви­вался и процветал лишь спекулятивный сектор экономи­ки. Российская индустрия год от года деградировала и на­ходилась в плачевном состоянии. «Старые», некогда вли­ятельные, директора предприятий были оттеснены на обочину экономической жизни «новыми русскими». Между ними обозначился конфликт, суть которого была такова: директора боялись и не хотели прихода «новых русских» на производство. А последние считали «красных» дирек­торов рудиментами социализма, которым место на свал­ке истории.

Приведем несколько высказываний обеих сторон этого конфликта перед началом массовой приватизации 1992 г.38

Константин Боровой, президент Российской товарно-сырьевой биржи: «Старые директора ничего не делали для преобразования экономики. Они довели ситуацию до со­стояния, когда не делать реформы было уже нельзя. Близко прежних директоров нельзя подпускать к приватизации! Они умеют только получать и распределять. Предприни­мателей надо пускать, а прежних хозяйственников исполь­зовать как экспертов. Как они доберутся до власти, тут же опять начнут создавать социалистические предприятия».

А вот мнения людей с другой стороны — «красных ди­ректоров»:

Анатолий Даурский, генеральный директор фабрики «Красный Октябрь»: «К сожалению, сейчас у нас пре­небрежительное отношение к директорскому корпусу, а я в своем деле еще 100 очков вперед дам любому моло­дому предпринимателю. У меня огромный опыт: когда ничего нельзя было, я ухитрялся действовать между мо­лотом (рабочими) и наковальней (управленцы)».