Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-Аэлита

333

основного политического механизма, к удлинению сроков полномочий выборных органов и, наконец, к превраще­нию демократии в декорацию. Именно эта логика и по­нуждала олигархов поддерживать Ельцина на выборах 1996 г. и в то же время другой рукой помогать левым силам во главе с КПРФ. Неокоммунисты казались олигархам менее опасными, чем крайне правые с их неумеренным либера­лизмом. Потом они пожалеют об этом. Но во второй поло­вине 90-х они чувствовали себя на коне. Молодые деньги, как молодое вино, — кружили им голову. Они возомнили себя всемогущими.

Августовский кризис 1998 г. существенно изменил как саму бизнес-элиту, так и характер ее влияния в обществе. Кризис прервал победное шествие по стране олигархов — группы из десятка московских бизнесменов, которые не стеснялись откровенно заявлять о своем влиянии на поли­тику страны. Их имена знала вся страна: Р.Вяхирев, Б.Бе­резовский, В.Гусинский, В.Алекперов, В.Потанин, М.Фрид­ман, М.Ходорковский и др. На протяжении трех лет (с 1995 по 1998 г.) их могущество и рейтинги неуклонно росли. На политическом Олимпе они повсюду имели «своих» мини­стров, чиновников, депутатов. Именно из-за этой группы московских бизнесменов в стране сложилось ощущение, что государство «приватизировано», и все важные реше­ния принимаются «денежными мешками».

И для этого были основания: многие ключевые посты в стране занимались креатурами бизнеса, парламентские партии пополняли свои зарубежные счета, «продавливая» нужные нефтяным баронам соглашения о разделе продук­ции, и даже война была по зубам могущественным олигар­хам. Сам президент вынужден был просить поддержки у медиамагнатов в канун выборов. Силы политиков и биз­несменов казались равны. Но августовский кризис 1998 г. многое изменил. В результате кризиса часть крупных биз­несменов разорилась, часть ушла в тень, часть перебралась за границу. Из «старых» олигархов только группа «Альфа» усилила свое присутствие в верхах. Но появились новые предприниматели, которые чувствовали себя завсегдатая­ми кремлевских коридоров. С приходом В.Путина была

334

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

объявлена политика «равного удаления», которая предпо­лагала, что больше не будет бизнесменов — фаворитов при кремлевских кабинетах.

Если с 1995 по 1998 г. происходило неуклонное повы­шение роли крупных бизнесменов в политике, то с августа 1998 начался обратный процесс (см. рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение рейтинга влиятельности олигархов в течение 1998 г.

Я.Паппэ так описывает этот процесс: «До 1998 г. проис­ходил относительный рост ресурсов всех ведущих эконо­мических группировок по сравнению с ресурсами, нахо­дящимися в распоряжении властных структур. С начала 1998 г. начался обратный процесс. Однако если в первой половине года он шел медленно, то после 17 августа резко ускорился»51. Если накануне августовского кризиса анали­тики всерьез задавались вопросом: кто правит Россией — олигархи или политики, то после кризиса такой дилеммы больше не существовало. Одни «олигархи» были погребены под руинами собственных банков, другие притихли, и их влияние на политику стало незаметным. Кризис 1998 г. был потрясением для всего российского общества, в том числе и для бизнес-элиты. Многие влиятельные магнаты разори­лись, другие лишились своего политического влияния и